Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

О лекциях Пятигорского

Вот что сегодня прислал мне по почте мой добрый знакомый Саша Сосланд - с просьбой передать всем, кому, по-моему, это могло бы быть интересным. Среди Вас, мои френды, точно есть такие! Так что взгляните, пожалуйста:

"Лекции А.М.Пятигорского по философии буддизма.
Москва, октябрь 2006г.

В октябре 2006г. Москву посетит Философ А.М.Пятигорский, ставший легендой индолог, лингвист, культуролог, буддолог. Каждое «возвращение» Пятигорского в Россию (он проживает в Лондоне, лишившись российского гражданства в 1974г.) становится общественным событием.

Во время своего визита Александр Моисеевич прочитает 4 лекции по философии буддизма. В этих лекциях речь пойдет о философии древнеиндийской интеллектуальной элиты, о мышлении, о влиянии философии на изменение общественной жизни.

Посетители московских лекций – любители философии, политологи, коллеги-востоковеды А.М.Пятигорского, студенты, бизнесмены… Аудиторию Лекций по философии буддизма А.М.Пятигорского нельзя описать в привычных терминах определенных сообществ или групп. Эти лекции адресованы складывающемуся в Москве сообществу специалистов по гуманитарным стратегиям, межкультурным коммуникациям и всем, кто заинтересован в осмыслении евразийских перспектив развития России, кто готов открывать для себя новые горизонты…

Лекции состоятся в Государственном музее Востока (Никитский бульвар, 12А). Вход будет осуществляться по билетам (символической стоимости), предварительно необходимо зарегистрироваться. Контактное лицо – Андрей Егоров, diodia@mail.ru, 8-903-171-90-05.

Планируемые даты проведения лекций – 1(17.00), 4(15.00), 8(17.00), 13(15.00) октября.

Приложения:
- биография А.М.Пятигорского
- план лекций по философии буддизма

Александр Пятигорский – всемирно известный русский философ, лингвист, культуролог, буддолог, один из основателей тартуско-московской семиотической школы, соавтор Ю.М.Лотмана и М.К.Мамардашвили.

Александр Пятигорский начинал как ученый-востоковед, работал в Институте востоковедения АН СССР в секторе «Истории и религии Индии». Автор ряда работ по индийской философии. В 1960 г. вышел «Тамильско-русский словарь», написанный им в соавторстве с Рудиным, а два года спустя «Материалы по истории индийской философии». В начале 1960-х по приглашению Юрия Лотмана уехал работать в Эстонию в Тартуский университет.

С 1974 года живет в Великобритании. Профессор Лондонского университета. Лауреат премии Андрея Белого 2000 года за роман «Вспомнишь странного человека». Выступал с лекциями во многих странах мира.

Автор книг: «Тамильско-русский словарь» (М., 1960, в соавторстве с С.Рудиным), «Материалы по истории индийской философии» (М., 1962), «The Emergence of Semiotics in India» (1976, в соавторстве с Д.Зиберманом), «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке» (Иерусалим, 1982, в соавторстве с М.Мамадашвили, М., 1997), «Buddhist Studies: Ancient and Modern» (1983), «The Buddhist philosophy of thought» (Totowa, N. J., 1984), «Mythological Deliberations» (London, 1993; рус. пер.: «Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа», М., 1996), «Who’s Afraid of Freemasons? The Phenomenon of Freemasonry» (London, 1997), «The Bhagavat Gita (Element Classic of World Spirituality Editions» (1997). Автор романов «Философия одного переулка» (London, 1989, М., 1994), «Вспомнишь странного человека» (М., 1999), сборника «Рассказы и сны» (М., 2001), «Древний человек в городе» (М., 2001), книг «Мышление и наблюдение» (Рига, 2002), «Непрекращаемый разговор» (М., 2004). В 2005 году вышел сборник Избранных трудов А.Пятигорского, в 2006 – серия статей «Теоретические проблемы корпоративного управления», на данный момент совместно с О.Алексеевым готовится к изданию работа по политической философии. Снялся в роли магараджи в фильме Отара Иоселиани «Охота на бабочек».

Александр Пятигорский.
Четыре лекции по философии буддизма.

Первая лекция.
Буддизм – религия и философия древнеиндийской интеллектуально-аскетической элиты.
1. Религия и философия; два лица и две стороны так называемого раннего исторического буддизма. Что такое исторический буддизм?
2. Отрицание историзма как уход от истории своей страны и истории мира в целом. Уход – определяющая черта буддийского аскетизма.
3. Древнеиндийский интеллектуализм как способ радикального изменения своей собственной, личной, и одновременно общественной жизни индивида.
4. Буддизм как радикально новая (для древней Индии) версия религии.

Вторая лекция.
Срединность – первая аксиома буддийской философии.
1. Понятие и категория срединности в древнеиндийской философии.
2. Срединность – высшее философское состояние мыслящего человека.
3. Благородный Восьмеричный Срединный Путь как исходная позиция любого философствования в буддизме.
4. Что такое «Благородный»?

Третья лекция.
Буддизм – философия страдания и избавления от страдания. Страдание – вторая аксиома буддийской философии. Четыре истины о страдании.
1. Аксиома страдания. Страдание в буддизме является бытийным, а не субъективным психологическим состоянием. Объективность страдания в буддийской философии.
2. Кто или что страдает? Понятие субъекта, индивида и личности в буддийской философии.
3. Ранние наметки буддийской философской антропологии.

Четвертая лекция.
Буддийское философское учение о дхармах. Постулат о дхармах – третья аксиома, лежащая в основе буддийского философствования.
1. Множественность постулатов – главная отличительная эпистемологическая черта буддийской философии.
2. Тезис о несуществовании «Я» как один из возможных выводов из первоначальной концепции дхарм.
3. Ограниченное отрицание онтологии в буддийской философии: ничто не есть, все «возникает», «становится» и «оказывается». В какой мере можно говорить о буддийской философии как о философии универсального релятивизма?
4. Взаимообусловленное Происхождение как чисто философский способ представления о вселенной во времени и пространстве.
5. Понятие времени в буддийской философии. Время не является феноменом, оно вторично и производно от мышления.
6. Кто или что мыслит, думает? Мышление, думание в буддийской философии не являются психологическими феноменами и не более чем вторично связаны с органами чувств, механизмом восприятия и психикой в целом."
Tags: интеллектуальные события
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments