Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

О гносеологическом насилии, неврозе интерпретации и некоторых видах свободы

Каждое наше действие может быть прочитано – и прочитывается – как высказывание. Как туго свёрнутое высказывание-кокон, которому ещё предстоит быть развёрнутым – и развёртывать можно по-разному: можно терпеливо, медленно распутывать, следуя вдоль естественных складок, их прихотливых и случайных извивов. Можно сразу скальпелем рассечь. А можно – так и оставить свёрнутым. И догадываться о том, что там внутри, по узорам и пятнышкам на внешней шкурке.

В нашей (обобщенно говоря, европейской) культуре накоплен превеликий потенциал интерпретационного насилия: большое количество интерпретирующих техник, позволяющих так или иначе совлечь с явления его оболочку-видимость и проникнуть к его «подлинной» сущности (которая потому и подлинна, что скрыта; а внешнее уже потому и ложно, что внешнее). А главное – само представление о том, что такое проникновение – ценность.

Я бы даже сказала, что в нашей культуре сформировался своего рода невроз интерпретации: всё видимое, переживаемое непременно надо толковать – подозревать его в непрямоте, неполноте высказывания и выводить, непременно же, на «чистую воду».

Думается мне, что всякому человеческому действию, состоянию – ВСЕМУ человеческому вообще – следовало бы оставить право на недовысказанность, недопроявленность. Право остаться намёком, а не полным высказыванием.

Преследуется этим по меньшей мере две цели. Тому, ЧТО высказывается – предоставляется свобода (в том числе и свобода изменений: право перестать в любой момент быть тем. чем оно себя заявляло хоть бы и за минуту перед этим – и стать чем-то ещё, может быть – скорее всего! – никак не соотносящимся с нашими представлениями и ожиданиями). Тому же, К КОМУ это хотя бы теоретически может быть обращено - …тоже свобода: домысливания, внутреннего достраивания – и тем самым внутреннего роста в самим же собой задаваемых (хотя и провоцируемых предметом восприятия) направлениях.

Что же касается «адекватности» / достоверности / точности понимания / внутреннего воспроизведения в нас предмета, - то она лишь частный случай всего многообразия возможных форм восприятия и моделирования, не самый большой по объёму и, хлеще того, подозреваю – не самый культурно значимый.
Tags: гносеологическая этика, свобода, этика мышления, этика существования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments