Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

И мечтания библиофага

Попавши в результате не-помню-даже-чего (небось от работы отлынивала, знаю я себя!!) на сайт Академии художеств, обнаружила, что, во-первых, они издают книжки (эвона какое открытие!!), а во-вторых, в 2010 году они издали много любопытного.

Из всего этого моё библиофагическое воображение [есть, например, историческое воображение, а есть и библиофагическое, и его законы, верю, ещё будут исследованы!! :-Ь] особенно волнует, например, вот что (аннотации – с сайта):

БЕСПАЛОВ, ОЛЕГ ВАЛЕНТИНОВИЧ.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ И ДОСЛОВНОЕ В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА.
- М.: Памятники исторической мысли, 2010. 238 с., ил.

«Книга посвящена изучению природы художественного символа, размышлениям о его возможностях в искусстве последнего столетия, отмеченном дробностью индивидуальных стилей и дефицитом общезначимых образов. Осознать полноту и глубинный бытийный смысл символа помогает авторское понятие дословного, специально анализируемое в монографии. В отличие от знаковой составляющей символа дословное* мыслится как неотрефлектированная часть человеческого бытия, ассоциирующаяся с непроявленностью, неопределенностью, ауратичностью. Именно из дословного кристаллизуются языки культуры, и именно оно питает жизненные силы человеческого рода. Дословное органичнее всего является в символах искусства, составляя его внутреннее содержание. Вынесенная в заголовок проблема рассматривается на материале разных видов искусств: живописи, кино, литературы, театра, музыки, танца. Анализируется творчество В. Кандинского, П. Кузнецова, А. Сокурова, А. Тарковского, М. Пруста, Ф. Кафки, Е. Гротовского, А. Васильева, И. Стравинского, А. Веберна и других художников.»;

*Вообще, наверно, на этом месте должно быть слово «дословесное», ибо «дословное» значит не совсем то. Но допустим, что автору виднее!

ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ХХ ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, МАСТЕРА:
Очерки: Материалы международной научной конференции
/ Ред. кол. Бусев М.А. (ред.-сост.), Калугина О.В. (отв. ред.), Конечна Г.П., Савостина Е.А., Сарабьянов Д.В.
М.: Галарт, 2010. 488 с., ил.

«Книга является первым отечественным коллективным
исследованием, посвященным развитию искусства скульптуры в XX веке. Анализируется широкий круг вопросов истории европейской пластики прошедшего столетия: истоки, тенденции и этапы развития скульптуры Новейшего времени; русская скульптура XX века в контексте европейских пластических поисков; творчество ряда ведущих скульпторов XX столетия; новые принципы пластического мышления, новые материалы и технологии; взаимодействие скульптуры с другими видами искусств; формы бытования произведений современной пластики, их взаимоотношения с городской средой и зрителем; проблемы экспонирования скульптуры Новейшего времени, методологические проблемы ее изучения.»

ПЕТРОВ, МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ.
СИМУЛЬТАННОСТЬ В ИСКУССТВЕ: КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ И ПАРАДОКСЫ.
М.: Индрик, 2010. 176 с., ил.

«Монография посвящена аспектам симультанного видения в истории европейского искусства и анализу причин популярности симультанных форм творчества в ХХ в. Автор исследует особенности восприятия произведений современного искусства, на конкретных примерах показывает, какой потенциал заключает в себе синтетическое художественное продуцирование. В тексте книги симультанность представлена как многозначное, неоднородное явление: от локального художественного приема, фиксируемого в произведениях мастеров различных эпох, до одного из основополагающих средств языка искусства.»

САД: СИМВОЛЫ, МЕТАФОРЫ, АЛЛЕГОРИИ.
Сб. статей / Ред. кол.: Е.Д. Федотова (отв. ред.), М.А. Бусев, В.В. Ванслов, О.А. Ярцева. - М.: Памятники исторической мысли, 2010. 488 с., ил.

«Сборник посвящен проблематике топоса «сад», его тесной связи с эстетикой, литературой, ландшафтной архитектурой, живописью, скульптурой в различные эпохи от древнего Египта до нашего времени. Авторы касаются широкого спектра вопросов: иконологического аспекта темы, роли национальной традиции и синтеза искусств в садово-парковой планировке, специфики садового быта, использования образа сада в живописи.»

ТАРУАШВИЛИ, ЛЕОНИД ИОСИФОВИЧ. РИМ В 313 ГОДУ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СТОЛИЦЕ ДРЕВНЕЙ ИМПЕРИИ. -
М.: Статут, 2010. 280 с., ил.

«Настоящий текст является своего рода путеводителем по не существующему больше городу – Риму, каким он был в 313 г. н.э. Именно этот год, отмеченный изданием судьбоносного Миланского эдикта, знаменует конец языческого времени в истории как самой римской державы, так и ее столицы, которая с этой даты начинает менять свое античное лицо, постепенно превращаясь в единый центр западно-христианского мира со всеми внешними атрибутами данного статуса. Таким образом, описание Рима, каким он был в этом итоговом году, позволяет охватить всю градостроительную и архитектурно-художественную историю Вечного города, начиная с периода его возникновения в VIII столетии до н.э. и кончая собственно античным временем. Основную часть путеводителя составляет рассказ о памятниках архитектуры и искусства, которые в указанном году и раньше находились (а многие и по сей день в виде оберегаемых руин сохраняются) в городе Риме. В структурном отношении это упорядоченный по топографическому признаку ряд очерков, посвященных отдельным памятникам, их истории и предыстории. Очерки объединены в большие разделы согласно регионам Города, в которых описываемые памятники находились. К путеводителю прилагается краткий словарь терминов и персоналий, а также краткая библиография.»

А в 2009-м году было, оказывается, издано, знаете, что?

ГОРОДА МИРА – МИР ГОРОДА:
коллективная монография /Гл. ред В.П. Толстой.
М., 2009. 304 с., ил.

«В этом коллективном труде исследуется город как закономерное порождение всех цивилизаций в истории человечества. Жизнь городов различных эпох и стран рассматривается в социо-культурном и художественном аспектах. При всем своеобразии, обусловленном временем и регионально-этническими особенностями, жизнь и культура городов мира обладают некими сходными типологическими чертами. Характеристика сходства и различия и определение самого феномена урбанистической культуры имеют не только историческое значение, но и актуальны для современной художественной практики. Эту задачу и стремились решить авторы труда. 25 статей, написанных авторитетными специалистами, сгруппированы в трех разделах. Первый раздел посвящен различным проблемам современной урбанистики, второй – особенностям жизни и художественного облика двух российских столиц – Москвы и Петербурга, в третьем разделе рассмотрены различные города мира в их становлении и современном состоянии. В качестве дополнения к оригинальным текстам в приложение книги включено аннотированное содержание основополагающих трудов по проблемам урбанистики иностранных авторов.» [ОХ, как бы я на эту книжку посмотрела!!]

Интересно, где это всё у них продаётся?

(Упомянутая там же книга таинственного персонажа по имени Вэл Гор про классическое в неклассическую эпоху уже лежит сию минуту перед носом вашего покорного yettergjart’а и будет в свой черёд осмыслена.)
Tags: мечтания библиофага
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments