Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Category:

О неприятии сложного

Вот не думала, что придётся об этом писать, но чувствую, всё-таки стоит.

Имела я тут подряд два впечатления. Кабы не два подряд, оно бы и ничего, - но ведь два подряд же, и однако, думаю, тенденция.

Первым делом я умудрилась вызвать негодование у одного (хорошего, тонкого, достойного – кабы не так, не изумлялась бы) человека своей невинной записью про осенние краски. Запись (по моему чувству) невинная совершенно, безобиднее только фотографии с котятками постить. А получила в ответ по полной программе. Оказывается, я своего читателя невероятно раздражаю и он мне не верит, потому что я навороченный псевдоинтеллектуал, который тут занимается публичным словесным онанированием (честное слово, почти дословно), и вот теперь-то ему понятно, чем отличается благословенный интеллигент от проклятого интеллектуала: первый искренне чувствует, а второй, не чувствуя ничего, занимается мертворождёнными словесными наворотами (и я, разумеется, именно это последнее и есмь).

Ну ладно, не веришь, дорогой, и что же делать, не убеждать же. Но дня два проходила в раздумьях о том, как интересно, оказывается, люди могут воспринимать вещи. (То есть понятно, что человек с горячностью защищал что-то своё, на что я и не думала нападать, что-то он такое на меня, важное для себя, спроецировал, - но тут важно, что основной пафос отвержения достался сложности, которая почему-то однозначно отождествляется с неискренностью, неподлинностью и фальшью.) А тут и вторая реплика. В журнале для выкладыванья готовых текстов другой человек написал по поводу книжки Лахманн про дискурсы фантастического (слава Богу, хоть мне в морду не заехал), что вообще не понимает, кому могут быть интересны все эти «нудные и пустые» умствования, когда фантастика сама по себе гораздо интереснее и, в отличие от умствований, наполнена смыслом. (Впечатление о том, что книга нудна и пуста, читатель составил по двум-трём попавшим в текст маленьким цитатам из неё. Велика сила обобщения.)

Вот тут-то я и задумалась. Тут уж мы, думаю, имеем дело с явлением.

Ребята, объясните мне, наивному хомяку, откуда и с какой стати в головах берётся представление о том, что «простота» - как таковая – это подлинное, живое и ценное, а «сложное», особенно если оно ещё и умственное – непременно неподлинное и мёртвое?

У этого должны быть какие-то культурные корни, притом глубокие, сильные, властные. Те, чьё действие на человека «включается» ещё до того, как он начинает анализировать собственные впечатления – и определяет сам этот анализ, его глубину и объём. Может быть, это корни религиозные, не исключаю: религиозные смыслы в нашей (пост)атеистической культуре во всём объёме своей подлинности уже во многом выветрились, а созданные ими формы в головах остались в качестве априорных. (Вспоминается мне в связи с этим одно присловье из обихода верующих: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного». Так-таки ни одного?)

Предполагаю я также, что есть и такая хитрая вещь, как «снобизм наоборот»: отвержение сложного на том основании, что простым людям его не понять (а сложно выражающиеся, дескать, из злонамеренности так выражаются, нарочно свою мысль не проясняют – учёность свою хочут показать и говорят о непонятном).

Я ещё думаю о том, что, возможно, мы тут имеем дело с глубоким, опять же культурного масштаба, страхом перед сложностью – стремлением защищаться от неё, требующей больших усилий, а взамен обещающей непонятно что, если обещающей что-то вообще. У меня во внутренней копилке собрано много реплик и реакций этого рода. Помню, одна тётенька, которая очень уверяла, как хорошо она ко мне относится, сообщала мне от всей своей распахнутой души, что не потому ли у меня нет детей, что я слишком много всё анализирую? Вот честное слово. Притом ни врачом, ни психологом тётенька не была. Но очень ценила искренность, непосредственность и простодушие.

Меня также очень удивляет (собственно, что удивительного-то), как легко ценители простоты и естественности отождествляют свои предпочтения с общечеловеческими ценностями. Кому, дескать, может быть интересно то, что неинтересно мне!? – представить себе этого не могу!

Отчего людям не приходит в голову, что живое – всё живое, кроме, может быть, амёб и иных простейших – вообще-то сложно? Отчего бы им не предположить, что сложно изъясняющийся прямо так на самом деле и чувствует – и говорит сложно как раз из любви к точности, искренности и подлинности, чтобы передать свои внутренние ходы и свои отношения с мыслью и чувством во всех их настоящих подробностях, не огрубляя, не затаскивая в поспешные обобщения? Что сложность – ценность, и что её как раз надо бы оберегать и культивировать? Что скрупулёзный и въедливый анализ явления не менее важен и культурообразующ, чем оно само? Что в идеализации простоты и простодушия нас подстерегает демон огрубления и некритичности?
Tags: культурный прессинг, межчеловеческое, разговоры на расстоянии, ценности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 210 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →