Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Лытдыбр библиофага

(1) Вячеслав Глазычев. Дизайн как он есть. Издание 2-е, дополненное. – М.: Европа, 2010*.

*Первое издание случилось в 1970 (!) году. Более того, оно где-то даже есть в недрах нашего дома… Во введении к этому сказано, что автор не изменил «ни строчки» в тексте 40-летней давности (что даже удивительно: настолько сейчас другая и культурная, и художественная ситуация. С другой стороны, понятно: переписывать в соответствии с масштабом изменений – значило бы просто писать новую книгу) – но зато добавил заключительную главу, «вкратце характеризующую метаморфозы проектной деятельности за целое поколение, миновавшее с первого издания первой российской монографии о дизайне». Эта-то последняя глава – вкупе с большой интеллектуальной симпатией к автору – и побудила меня обременить наши измученные книжные полки ещё и этим изданием. Пусть будет, - заодно это и повод что-нибудь о нём написать (что, как известно – лучший способ продумать).

(2) Антуан де Сент-Экзюпери. Смысл жизни / Перевод с французского. – М.: ЭКСМО, 2010. – (Интеллектуальный бестселлер)**.

**Про Экзюпери мне как раз писать – редкостно кстати. Это его публицистика, которая в полном составе выходила по-французски 50 лет назад, а у нас в разное время выходила в разных изданиях.

(3) Дмитрий Данилов ddanilov. Дом десять. Повесть, рассказы. М.: Ракета, 2005. – (ОсумБез)***.

***Давно собиралась прочитать. Ну вот наконец. Там, кстати, хорошие вещи в предисловии сказаны:

«Вспоминаются авторы французского «нового романа» (Саррот, Роб-Грийе, Симон, Бютор). Думается, впрочем, здесь близость скорее конвергентная, нежели генетическая. Да и сама эта близость, если присмотреться, не столь уж очевидна. «Новые романисты» демонстрируют выморочность, без-смысленность мира, Данилов же пишет о мире осмысленном, несмотря на всё тихое, подколодное, молчаливое безумие бытовой эмпирики****. <…>

<…> В сущности, эта проза – смертельный приговор реализму. Какой реализм после такой прозы.

<…> …забалтывание, тотальная тавтологичность, параноидальное внимание к несущественному, метафизика, оставленная за бортом произносимого. Но: абсолютная интимность, значимость, осмысленность каждой мелочи, «позитивность», как бы выразились представители продвинутой молодёжи, общего повествовательного настроя. Сюжет жизни не важен*****. Важны осколки восприятия, мимолётные сигналы окружающего мира. Важен продуктивный аутизм.

В этой прозе есть люди и вещи, но они, в сущности. не важны, не принципиальны (люди в большей степени, вещи – в меньшей). Принципиальны движения. перемещения, телесные и речевые реакции. Иначе говоря, в основе прозы Данилова – не объект-субъект, но объектно-субъектные отношения. Что не отменяет абсолютной явленности и субъекта, и объекта.» (Данила Давыдов)

****Вот очень мне мила такая позиция.

*****А он и вправду, чувствую я, не важен. Он (имею в виду сюжет всякой жизни вообще, в том числе и не написанной) – всего лишь форма организации материала («вещества жизни»), - инструментальная, в сущности, вещь.
Tags: библионавтика, библиофагия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments