Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

К онтологии эстетического

Вдруг по-дурацки, застигнутая этим чувством по поводу случайной картинки в чужом ЖЖ, почувствовала, поняла, «зачем нужна» красота и почему она «спасёт мир». (Вот честное слово! На сорок пятом году. Самой смешно.) Она – осязаемое свидетельство возможности, даже реальности гармонии, непосредственный чувственный опыт её, сравнимый по убедительности и полноте данности с чувством собственного тела. Потому-то она «мир» и «спасёт» - точнее, потому-то у неё и есть «мироспасающий» потенциал (не верится мне, что она на самом деле что-то спасёт), что она – инъекция гармонии в мир, интенсификация присутствия гармонии в мире, увеличение числа её очагов. Она попросту оказывает на мир (ну, на сознание воспринимающих, но тем самым и на мир тоже!) структурирующее, гармонизирующее воздействие: ведь после интенсивно и убедительно пережитого опыта (в данном случае – опыта гармонии) разве можем мы оставаться прежними? Да ни за что! Воздействие, уберегающее от распада.

Как быть с этим чувством при ясном понимании того, что критерии «красоты» исторически изменчивы и культурно детерминированы – честное слово, не знаю.

А что, сразу подумалось себе в ответ: язык тоже исторически изменчив и культурно детерминирован, но на нём способны говориться вещи, перерастающие своё время. (Сначала хотела сказать «вечные», да удержалась от такой самонадеянности – имею в виду, самонадеянности человека как вида). Вот с красотой происходит нечто сопоставимое: она – язык, но говорятся ею, транслируются ею вещи «надъязыковые».

Если вдуматься, чувство этого – тоже своего рода латентная религиозность.
Tags: красота, латентная религиозность, открытие очевидного, эстетика существования, этика эстетики
Subscribe

Posts from This Journal “эстетика существования” Tag

  • Там, где варвару сияла красота

    …это теперь я знаю (опять-таки больше хребтом, чем головой; головой я как-то вообще знаю меньше, чем стоило бы), что красота – великий воспитатель:…

  • Корни эстетики

    …и, конечно же, кажется, что, например, итальянская бесснежная зима: сухое серебро, жёсткая медь, глубокая чернь веток на фоне высокого неба,…

  • Новое место для жизни

    А новый «Фаланстер» огромен, в нём есть нечто от заводского цеха, от конвейера, от склада, от большой машины смысла и околосмыслия, - в общем, от…

  • К истории чувств: О непреходящем

    Вообще, если раньше – ну, скажем, во всей первой половине жизни и в значительной части второй её половины - красота мира делала мою нескладность,…

  • Napoli, la bella

    Гружу себе тихонечко неаполитанские фотографии на фейсбук – их пересматривание и отбор, отбор и пересматривание - форма рефлексии, между прочим, и из…

  • Вечно ускользающее: к оправданию избыточного фотографирования

    …Нагрести охапок чужой жизни (да нет, в конце концов: жизни вообще; «чужое» - это только один из модусов, в которых она предстаёт воспринимающему,…

  • К анатомии ностальгии: чертёж и живопись

    Конечно, ностальгия (та самая, которая по ушедшим временам и оставленным местам, по всему, что сделало нас самими собой) – это тоска по полноте…

  • Как бы им в даренье

    И вдруг посетила меня весёлая мысль ещё об одном из преимуществ некрасивости (можно подставить на её место ещё какой-нибудь из вариантов…

  • К восприятию осени: О событийной тишине

    Вот и не осталось почти августа. Уже ткётся тончайшая ткань ранней осени, летучая её паутинка. Ранняя августовская осень так чудесна и тонка, так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments