Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

К антропологии вещи

Вещи – аккумуляторы времени (а коли повезёт, то и душевного пространства). В первое они превращаются автоматически, даже если с ними ничего не делать, а просто держать их где-нибудь на складе взаперти и без всякого употребления. Зато вот долгое употребление полирует вещь, «настраивает» её, ставит звучание ей, вначале дико и безадресно голосящей. Очень любопытны вещи с длительным опытом активной принадлежности, прирученности, с живой памятью множества касаний рук, хоть бы и совершенно бездумных: здесь никакая дума не нужна, здесь важен сам факт употребления. Не только с изготовившего её конвейера, но даже из штучно и с любовью создавших её рук вещь выходит лишь заготовкой самой себя, пустой болванкой, на которую затем будет (взаимопропитывающимися) слоями записываться время и пространство. Вообще, человечество должно бы однажды изобрести род проигрывателя, считывающего устройства, которое «эксплицировало» бы накопленные вещью за время существования смысловые шумы. Мыслимо даже такое искусство: обработка этих считанных шумов, выстраивание их в эстетически значимые последовательности.

Понятно, что вещь вступает в (активно-)диалогические отношения с человеком: не просто впитывает всё, что он ей словами или действиями наговорит, но и направляет говоримое и делаемое, оформляет его, создаёт его возможности и задаёт его ограничения.

Всё это было бы славно описать однажды в пределах одной – дисциплины не дисциплины, но по крайней мере – области наблюдений, более-менее систематичного направления внимания: антропология вещи. Располагалась бы сия область в текучей пограничной, переходной зоне между историей («материальной культуры» - как будто последняя отмыслима от истории идей. Никуда она от неё не отмыслима), философией (куда ж без неё, родимой), психологией и художественным мышлением / художественной литературой (которую почему-то хочется сюда добавить, скорее всего, без основательного права на это. но соблазняясь тем обстоятельством, что художественные образы способны впитывать и организовывать вокруг себя смыслы каким-то образом, очень похожим на то. как это делают вещи.)

Очень родственная антропологии вещи тема – антропология пространств: способность пространств, подобно предметам, впитывать (а впитавши – преобразовывать, сплавлять, сращивать; укладывать в цельности) связанные с ними человеческие смыслы, создавая и культивируя так называемые локальные смыслы. Это, по существу, тот же самый процесс, только немного иначе распределённый в пространстве, не так жёстко (в случае вещи – точечно) локализованный.
Tags: anthropologia personalis, антропология вещи, антропология всего, антропология пространства, из ненаписанного, локальные смыслы
Subscribe

Posts from This Journal “антропология вещи” Tag

  • В трещинах и складках

    …и предметы впитывают в себя время и память. Накапливаясь в предметах, в их трещинах и складках, время и память постепенно вытесняют их самих и…

  • К обретению вернувшегося чемодана

    Утрата хорошо обжитых вещей – как и заново их обретение – уточняют человеку его границы, демонстрируют подвижность их, пластичность (на вещи ведь…

  • Памяти потерянного ежедневника

    Потеря важного предмета – нарушающая (и без того зыбкое) экзистенциальное равновесие, пробивающая (и без того хрупкую) защитную оболочку, которую…

  • О средствах точности

    (Психологические периоды – а может быть, и возрастные этапы - в жизни человека определяются, в числе прочего и не в последнюю очередь, его…

  • К антропологии вещи

    Вещи – обереги от небытия, стражи на границах между человеком и миром. (И сгустки бытия, конечно. У бытия есть разреженные и сгущенные области, -…

  • К персональной антропологии

    Всякое, абсолютно всякое событие, явление, предмет окружены в человеческом восприятии семантическим ореолом – облаком сопутствующих ему, связанных с…

  • Предмет в России больше, чем предмет,

    или О символической интоксикации …дадада, и книжная ярмарка на ВДНХ даёт мне, кажется, несопоставимо более сильное и убедительное чувство…

  • К соматике смысла

    Она же и антропология вещи В отношениях человека и предметов, несомненно, есть этика (об эстетике и не говорю, её там сколько угодно), и важнейший…

  • Памяти невозможного

    Есть запахи, по которым тоскуется всем телом и которые уже никогда не повторятся – потому что для правильного, точного их повторения нужны все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments