Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Работа себя

Собиралась сегодня на выставку живописи бидермайера в Пушкинском музее (и даже мечтала доехать наконец до «Додо-спэйса») – и не пошла, потому что совсем не укладываюсь в расписание работ, днём надо точно пожертвовать. Сидела, гдядя в перенасыщенное напряжённо-сладким осенним светом окно (последняя сентябрьская сладость перед честной горечью октября!) и думала сквозь работу о том, что дело тут «даже» не в бидермайере, а в глотке жизни, которым опять оказалось меньше (а это самообеднение, самооскудение, конечно – то есть, в некотором очень явном смысле – грех против собственного естества, данного нам на взращивание и культивирование). Мне то есть мнится (есть такой персональный пред-рассудок, оформляющий многое рассудочное), что всё, что мы делаем в жизни – это, помимо прочего (а пожалуй что, и в некой сердцевине), «работа себя»: культивирование, оформление и разращивание себя как человеческой единицы, как куска бытия (как будто мы должны в конце концов вернуть эту единицу, этот кусок Творцу в более «совершенном» виде, чем получили! Особенно забавно такая структура смотрится внутри довольно безрелигиозного сознания – но она там очень устойчива, - что, впрочем, я объясняю как форму противостояния хаосу).

Думала в утешение себе, что работа – такая же форма вполне глубокого участия в жизни, как ходьба по солнечным улицам (тут ключевое слово, собственно, «участие», которое, как известно, - форма благодарности миру, - не-участвующий неблагодарен). Что она (даже такая механическая, как расшифровка интервью, чем нынче и занимаюсь) – ложбинка, выдолбленная в плоти бытия, куда жизнь стекает и загустевает там, даже кристаллизуется – и потом её можно брать в руки и рассматривать. Работа - в любом случае – манипуляция с самим веществом жизни, всегда хоть немного шаманская, алхимическая, структурно-преобразующая. Работа и любые её результаты – хоть забитые гвозди – это то, что помогает жизни не исчезнуть, во всяком случае – исчезать помедленнее; она меняет внутреннее время жизни: «загущивая», она задерживает её.

Я уж не говорю о том, что работа – это форма познания мира (взаимопроникновения с ним – с иллюзией собственного доминирования в этом процессе: ох, сладкая иллюзия!!), а познание, как известно – это форма его (мира) присвоения. А хочется больше, больше, больше… (В общем, установка вполне детская, подростковая: ориентированная на «рост»; сорокачетырёхлетнему, знающему уже об ограниченности своих временнЫх, соматических и прочих ресурсов, не помешала бы бОльшая доля смирения.)

Вообще, я, кажется, нахожу это в себе в качестве одной из основных мотиваций: перетаскать к себе жизни как можно больше, сделать эдакий хомячий запас её на все времена, чтобы не исчезала, даже когда исчезает, а всегда была (отсюда и собирание книг, которые ведь запросто можно и в библиотеках читать: ан нет, живучи у меня под боком, они увеличивают количество жизни во мне). (И это, в общем, совершенно то же самое – по структуре, по типу мотиваций – что, скажем, накопление денег или собирание фарфоровых статуэток, так что не стоило бы особенно обольщаться.) При этом как-то на задний план отступает то соображение, что накопленной жизнью надо ещё уметь распорядиться, с ней надо ещё уметь как-то справиться. Вопрос, «как» это сделать, почему-то (в отличие от многого другого) сам собой не возникает, его надо уже ставить с некоторым усилием, а уж отвечать на него – тем более. Важно, что такое перманентное присвоение мира – персональная форма спора с небытием (собственно, человек и представляет собой спор с небытием в одном из своих, так сказать, динамических определений).
Tags: аутопойесис, дни, латентная религиозность, прикладная онтология, работа и я, самопрояснение, символическое присвоение, человек и мир, этика существования
Subscribe

Posts from This Journal “аутопойесис” Tag

  • К оправданию бессмысленных усилий (и их количества)

    О, проклятое чернило! Сердце наше иссушило. И бумага и перо Сокрушают нас зело. Старинная школярская песня, вычитанная в детстве в журнале то ли…

  • К практической онтологии: О степенях существования

    Доделать недоделанное, придать форму недооформленному – повысить его онтологический статус. Продвинуть его немного поближе к полноте бытия (между…

  • Восстанавливая

    Поживши в городе что-нибудь вроде полувека – перестаёшь отличать себя от него, его от себя. И восстанавливая прерванные в силу чего бы то ни было…

  • Вернуться

    …и заново вылепить себя из горького, жёсткого, неподатливого света 1984 года, из его синего холода, пасмурного ветра, из его честного сырого неуюта,…

  • Иное имя пустоты

    Верный способ обесценить что бы то ни было – устроить так, чтобы этого было очень много, избыточно много, раздражающе много, утомительно много, не по…

  • Ну и разумеется -

    Конечно же, конечно же человеку нужны чужие пространства – именно в их неприрученности, неосвоенности, чуждости, непонятности, трудности и…

  • С милого севера

    Я, разумеется, скажу глупость, воскликнув, что оставаться в Москве для меня было бы стократ содержательнее, чем переться теперь в Стамбул, но я эту…

  • К сказке странствий

    А ещё я скучаю по Екатеринбургу и хотела бы туда снова на несколько медленных дней. (Ведь не раз уже думано и чувствовано о том, что лучше всего…

  • Аутопойесис

    Понятно же, что, сидючи дома, не пошедши по добровольному выбору ни в одно из тех мест, куда надо было бы и стоило бы сегодня пойти, занимаешься…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments