Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Из сегодняшних пониманий: Метафизика детства

Перечитавши теперь свой давний текст о Тарковском и обменявшись несколькими репликами о нём, особенно с nigdeja, я вдруг поймала себя на том, что текст-то «парадигматический», как я некогда выражалась. То, что там сказано об А.Т. - это ведь в точности и моё собственное чувство мира, с которым я живу, сколько себя, пожалуй, помню, та самая «латентная религиозность», которая так и не нашла себе (чтобы слишком искала – тоже не сказала бы, правда) до сей поры никакого конфессионального «приткновения», оформления (а на все попытки разных людей задавать мне вопросы на эти темы отфыркиваюсь, что «я неверующая»). Это точно так же, как в детстве, когда взрослые приставали, «а кем ты хочешь быть?», я, чтобы они уже отстали, отвечала, что журналистом - а сама хотела быть волшебником. Ну и стала журналистом, ха-ха-ха. А если бы надо было всё-таки выговорить, что я по-настоящему чувствую об этих предметах, я бы это именно и сказала: «у жизни есть таинственная основа. Она всё держит, образует все связи, она постоянно просвечивает сквозь ткань бытия – эта ткань всё время прозрачна. Нужна лишь определённая организация душевной оптики, чтобы это видеть. Да ещё напряжение - чтобы жить в этом, чтобы соответствовать этому.»

Детство важно тем, что оно это знает. Я всё-таки настаиваю на том, что у сложного-символичного Тарковского («просто лошади и яблоки», которые якобы никакой не символ, как утверждала Марина Арсеньевна – тем самым как раз и символ, что они «просто», а не с заданными пучками значений. В них сгущается и светит та самая «основа жизни», они – её свидетельства, именно тем, что «просто» являются самими собой, живут в полноте собственного задания.) – именно детское восприятие жизни, то есть такое, когда ВСЁ значительно. Я до сих пор хорошо помню (живучи по сей день в интерьерах и декорациях собственного детства, всё время получаю физически переживаемое подтверждение этому), что основное, «фоновое» детское чувство - неясная в своих значениях, но несомненная значительность мира и его деталей. В детстве мир загадочен, страшен и значителен.

То есть никогда не знаешь, что значительно, а что нет, что более значительно, а что менее – в общем-то догадываешься, что ВСЁ, и вещи выступают тебе навстречу из первородной темноты, выхватываясь лучом сознания – и каждая свидетельствует о Чём-то: всей собой. Потом они снова уходят туда, по собственной непредсказуемой воле, но ты знаешь: они там. Всё в детстве – и люди, и вещи – сгустки непостижимого Бытия.

Поэтому-то упомянутые sotaketh, звучащие в «Сталкере» новозаветные тексты, и «лик Христа под водой после прозвучавшего текста Откровения», и Писатель, надевший на голову терновый венец – символы по некоторому большому, глубокому и (рискну признаться) страшному счёту – того же самого порядка, что и – в том же «Сталкере» - допустим, сама вода, предметы под ней: старый шприц, листок календаря, кафельная плитка; чёрная собака, птицы, вспархивающие над песком и исчезающие в никуда... Через них просвечивает, свидетельствует о себе Одно. Это всё Его голоса. Оно нас разными окликает. Не расслышим одних – вздрогнем в ответ на другие.
Tags: ontologia personalis, латентная религиозность, памяти детства, разговоры на расстоянии, самопрояснение, умственные продукты
Subscribe

Posts from This Journal “ontologia personalis” Tag

  • К многообразию реального

    Ездить, конечно, хочется до бреда. С другой стороны, если бы мы 1-го числа, как и было задумано, уехали на Северный Кавказ, - мы бы теперь уже и…

  • Ядро и мантия: о структуре событий

    …или так. У каждого события есть фактическое ядро – совсем небольшого обыкновенно объёма. Основное же содержание события (собственно – настоящее его…

  • О принуждении к форме

    Работа: медленно, медленно, медленно вытягиваешь себя за волосы из небытия (себя – сопротивляющуюся, жаждущую, кажется, только одного: вернуться в…

  • К практической онтологии: О степенях существования

    Доделать недоделанное, придать форму недооформленному – повысить его онтологический статус. Продвинуть его немного поближе к полноте бытия (между…

  • Как делают лето-2

    Ну и, конечно, летняя необязательность существования: чтобы лето могло быть в полной мере самим собой, она, как ни противоречиво это по видимости…

  • Огонь и я

    А гуляли мы нынче в местах неисчерпаемых: кварталы между Ленинским и улицей Вавилова, вдоль Ломоносовского, по Вавилова – через Панфёрова и…

  • О драгоценном

    Нет ничего драгоценнее мимолётного, моментального, неудержимого, вот-вот имеющего исчезнуть. Легчайших прикосновений бытия, дуновений его. Чем…

  • О внимающем молчании

    Смотришь вот на такую, как, например, Этна в окне - не то что даже красоту (в "красоте" всё-таки постоянно, хотя наверняка и неоправданно, мнится…

  • Нестихи

    О, воздержанье от небытия усильем – жизнь This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/471457.html. Please comment there…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments