Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

О типах культурного участия

По поводу этого подумалось мне, что люди, помимо всего прочего, делятся на два вот каких основных типа (грубо, как большинство делений, но в качестве рабочей гипотезы вполне, кажется, годится): на разведывателей / завоевателей и обживателей: в частности, на разведывателей / завоевателей и обживателей смыслового пространства. Так вот люди «нормы», которых цитируемый автор подозревает в органической неполноте культурного участия (не говоря уже – культурной креативности), заняты, кажется, как раз обживанием (кстати: занятие вполне динамическое. Переработка необитаемого в обитаемое; «места, где жить нельзя» (М.И.Ц.) – в хоть какое-то подобие дома) того пространства, которое разведывают и создают «психопаты и безумцы». Они обеспечивают его культурное наполнение и устойчивость его границ. Кстати же, если бы они этого не делали, проблематизаторам и бунтарям было бы нечего проблематизировать и не против чего бунтовать. (И ещё кстати: это никак не тождественно консерватизму, потому что переработка необитаемого в обитаемое – ещё какая пластичная деятельность. Оберегателей / защитников - которые, видимо, ближе к консерватизму – надо бы, должно быть, в особую группу выделить).

Насчёт «культуры как борьбы с нормой» он, кажется, тоже ощутимо огрубляет. Если оно и так, то явно лишь на определённых этапах. Кроме того, всякая борьба с нормой должна, хотя бы неявно, опираться на какую-то альтернативную норму.

Я, кстати, обживатель, теперь мне это уже понятно – и принято, и с согласием принято (даже, пожалуй, с удовольствием). В амбициозном начале жизни, знамо дело, хотелось (да что там! единственно достойным считалось!) быть разведчиком-завоевателем, переворачивателем всё-равно-уже-каких основ, проблематизатором и бунтарём. Границу между молодостью и зрелостью я могу, соответственно, провести так: она проходит по времени осознания того, что это роль не моя – и, главное, полноценности роли обживателя. По времени. когда это было понято не как поражение, но как «переключение» – и плодотворное – «гештальта».
Tags: anthropologia personalis, биографическое, выписки, зрелость, изготовление смысла, история чувств, комментарии к выпискам, молодость, оправдания, работа роста, самопрояснение, ситуативная антропология, текущие чтения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments