Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

О смирении – homo_nudus:

(http://homo-nudus.livejournal.com/113098.html )

«<…>понятие это, по-моему, не этическое, а антропологическое, даже онтологическое. Быть смиренным не значит чувствовать себя грязным, неисправимым, безнадёжным. Эти определения не имеют ничего общего с радикальностью смирения, как чужды бесконечности любые большие или малые числа. Смирение существует до понятия вины. Оно ничего общего не имеет с самообвинением и тем более с нигилистическим «я плохой». Поэтому оно пребывало до земной истории и пребудет после неё. Смирение — это когда тебе нечего поставить после тире в предложении «я — ...». Это ослепительное ощущение собственного ничто-жества, это свобода сущности от всех акциденций, это сознание того, что ты настолько ничто, что Бог может делить с тобой не только любое бытие, но и Свою абсолютность — причём всегда, потому что ты всегда остаёшься этим ничто. Твои ладони всегда будут разжаты, они никогда не задержат воды, сколько бы её ни низвергалось в них. Чтобы Бог мог быть для тебя источником бытия, ты всегда должен быть устьем, чтобы вода никогда не застаивалась в тебе, чтобы ты не владел ею, пресекая вечный приток, но «был ею». Быть чем-то — это не значит равняться чему-то, тут творительный падеж инструментален, быть чем-то это всё равно что копать лопатой или двигать рукой. Какое бы бытие ни протекало через нас, мы остаёмся ничем, бытийствующим через что-то, но никогда не определяемым им, наше бытие течёт как музыка, как беседа. «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит ее».
<…>
Богословы говорят, что и Бог смиренен. Потому что Он настолько свободен от Своего бытия, что через это единое бытие бытийствуют Трое. Потому что Он настолько свободен от Своей абсолютности, что может творить мир как не-Себя — не побуждаемый к творению Своей природой, не выплёскивая мир как Свои вынужденные или неосознанные протуберанцы, как функцию или отправление Своей природы. Потому что Он может принимать в ладони своего ничтожества (да!) не-Свою природу, становиться страждущим и умирать. И может отдавать Свою природу в ладони другого, усыновляя иного, протягивая руку через иносущность Себя и не-Себя.

Может быть, поэтому святые и стремились превратить своё сознание в непрерывную молитву, в беззащитное непрестанное предстояние своего ничто пред Ничто, потому что, вспоминая и представляя, определяя и анализируя, мы остаёмся продающими и покупающими, но говоря и слушая, мы есть, мы в любви и общении всем своим существом, как те двое, которые в одну плоть, которые говорят друг с другом губами, руками, волнами волос, каждой клеточкой кожи, у которых в этот момент ничего нет и ничего нет дороже этого безмолвного протекания друг через друга.<…>
»

(Выделено опять же мной. – О.Б.)
Tags: выписки, френдлента, этика существования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments