Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Юдофилия-2

Некоторое время назад у меня был разговор с очень мною почитаемым horapollo по поводу поста о юдофилии как моём пристрастии. Мне чувствуется нужным сделать из этого – в силу существенности темы - отдельный пост. horapollo написал следующее:

«Мне кажется, всякие личные вкусовые предпочтения являются личным делом каждого. Например, есть немало людей, которые любят таджиков (как правило, они сами таджики), однако в интернете вы вряд ли найдёте официально заявленных таджикофилов. Равно как и русофилов, мадьярофилов, и прочих.

Почему в мире столько сионистов, антисемитов, юдофилов и юдофобов??? Мне кажется, это большая ошибка. Почему в центральной библиотеке Торонто есть отдел "Judaica"? Скажем, там нет "славистики" или "арабики" - там есть "Канадиана", небольшой франкофонный отдел (всё же государственный язык и культура, нельзя уж так прямо послать на на три буквы), и могучая и славная "Judaica". В Торонто столько евреев? Уверяю вас, согласно статистике, русских больше. Такая могучая культура на американском континенте? Быть может где-то, не знаю, но не в Канаде.

<…> я считаю, что это, равно как и гордые признания в интернете, и не менее гордые позолоченные буквы на торговых точках (хотя официально надписи должны быть английскими и французскими), и отделы в государственных библиотеках делают из меня, человека вполне нейтрального, убеждённого юдофоба. Если мне навязывают эту игру, я должен выбирать себе фишки.
»

И вот что я могла бы сказать по этому поводу – воспроизвожу с некоторой уточняющей правкой:

(1) Юдо- (русо-, мадьяро-, таджико- и т.п.) филия, как любое пристрастие, как симпатия к некоторой культурной стилистике, как интерес к некоторому смысловому миру, несомненно, личное дело и выбор каждого. (На полях: А неужели русофилия / славянофилия сейчас нигде не заявлена как самостоятельное явление?).

(2) Несомненно, однако ж, и то, что и любовь к еврейскому, и отталкивание от него (а) заметна как культурное явление; (б) обладает некоторой заметной способностью сплачивать людей в группы [Кстати: разве это не свойственно русофилии, по крайней мере на текущем историческом этапе?]; (в) в некоторой повышенной степени (более, чем, скажем, справедливо упомянутая выше таджикофилия) затрагивает людей, не имеющих к тому ни малейших «кровных», этнических оснований.

(3) Это последнее обстоятельство я связываю с тем, что «еврейское» - при всей, казалось бы, довольно жёсткой привязке и этой культуры, и иудейской веры к «кровному» субстрату – гораздо шире, принципиально шире этнического. «Еврейское» - это именно особая стилистика отношения к миру; не исключаю, что – особый тип человека. «Еврейское» - это тип судьбы, тип позиции. В гораздо большей степени – в силу ряда исторических причин – чем «русское» или (очень мною любимое, к слову сказать) «венгерское». Культурная роль еврейства и иудаизма (как одного из источников христианства, в конце концов) представляется мне, пожалуй, сопоставимой разве что с наследием таких великих «культурообразующих» народов, как античные греки или римляне (с той только, многое осложняющей, разницей, что потомки древних иудеев продолжали существовать в христианском мире на правах изгоев, и это наложило множество отпечатков, в частности – создало повышенную готовность защищаться и самоутверждаться. Отсюда сионизм, в частности). Это народ с обострённой исторической ролью. Поэтому, в частности, judaica – особый пласт культуры, имеющий полное право на то, чтобы быть представленным к качестве особого раздела в библиотечном фонде. (А вот что у них нет славистики и арабики, это весьма удивительно и несправедливо.)

(4)Отталкивание от навязываемого как таковое - очень понятно. Это вполне сопоставимо, например, с тем, как настойчивое участие в современной российской жизни православной церкви как определённого института способно вызвать – и вызывает – отталкивание у тех, кто не чувствует себя принадлежащим к ней и в другом случае был бы к ней вполне безразличен. От навязываемого естественно защищаться. (Что, кстати, ничего решительно ещё не говорит, например, о том, насколько полно представлена истина в православной церкви. То же касается иудаики как предмета внимания).

(5) С тем, что еврейское именно навязывается, мне (насколько я могу оценить) в тех культурах, в которых я жила, и в той, что живу сейчас, сталкиваться не приходилось. Хотя бы уже поэтому у меня нет отталкивания от этого предмета.

(6) Что касается канадских евреев, я могу предположить, что они более активно культивируют себя как культурное единство, чем это делают, скажем, русские. Почему этого не делают русские – я не знаю, ведь у них есть к этому все основания: есть, что культивировать.
Tags: еврейское, пристрастия, разговоры на расстоянии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments