Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Categories:

О запахах и смыслогенности

(…можно было бы сказать: «логогенИи», но плохо звучит: какое-то зелёное, тёмное и твёрдое-негнущееся слово).

Запахи – голоса предметов (недаром язык передаёт их восприятие с помощью совсем неуместного, казалось бы, глагола «слышать»). Ими они окликают нас, разговаривают с нами. Причём – на языке вполне суверенном, который не вполне – как и положено настоящему языку – поддаётся переводу на другие языки, например, словесный. Они – слепки с индивидуальности своих источников.

Есть запахи радости, смятения, уюта, тревоги; есть запахи серьёзности и легкомыслия, беды и счастья; растерянности и уверенности; безнадёжности и надежды; сосредоточения и растерянности… Думаю, каждый может составить свою психологическую карту запахов (вероятно, кое в чём такие карты будут обнаруживать и универсальные черты; по крайней мере в пределах одной культуры). Я вот потихоньку собираю личную психосемантическую энциклопедию их.

Кстати, огромным разочарованием для меня оказался в своё время фильм «Парфюмер» - литературного источника я не читала и не знаю, права ли: из такого богатого дара выдумать такие убогие следствия!

А ведь если запахи – язык (в чём не сомневаюсь), то на этом языке можно было бы составлять развёрнутые, осмысленные высказывания. Интересно, можно ли на языке запахов говорить о предметах, традиционно считающихся «отвлечёнными»? О смысле жизни, допустим (вот мне кажется, что (а) это – полная противоположность всякой отвлечённости; (б) ТОЧНО есть запахи, содержащие высказывания об этом: запах осенних листьев, например). Об этике и эстетике. О Боге и бессмертии души. Человек с дарованием такого масштаба, как у героя «Парфюмера», несомненно, мог бы решить подобную задачу. Зюскинд с Тыквером в угоду скучающей публике до обидного упростили и его самого, и его возможности. Мне, кроме того, кажется, что человек, так тонко дифференцирующий запахи, должен быть просто обречён на сложное мышление: богатство чувственного восприятия мира должно бы такое мышление просто провоцировать. Тем более, что в человеке, кажется, всё смыслогенно: человек – большое устройство для выработки (и проживания – что то же) смыслов.

Я бы, наверное, на ту же тему, если был бы у меня литературный дар и / или вера в него – написала бы фантастический роман о том, как человек изобрёл язык запахов и на его основе – отдельное искусство, сопоставимое с кинематографом: которое с помощью одних лишь запахов заставляло людей переживать в воображении разные истории.
Tags: запахи, изготовление смысла, соматика смысла
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments