Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Categories:

Зримое и незримое

На выставку Рабина я всё-таки выбралась (на основную экспозицию музея личных коллекций – толком не рассмотренную ещё тогда, когда она помещалась в корпусе у Института философии – уже нет, не говоря об искусстве XIX-XX веков, занявшем этот корпус теперь: для вдумчивого осмотра всего этого очень нужно время и, что ещё важнее, спокойная, не отягощённая не выполненной работой, совесть. У меня сейчас – ни того, ни – особенно! - другого, и будет ли иначе и когда – честно сказать, не знаю).

Рабиных оказалось трое: он сам, его жена Валентина Кропивницкая и их сын Александр Рабин, умерший 42-летним в начале 90-х.

Рабин производит мощное впечатление. Употребить глагол «нравиться» применительно к этой живописи чувствуется неуместным, но проникает он очень глубоко. Я бы сказала, что впечатление, которое он по себе оставляет, в некотором смысле противоположно тому солнечному опьянению жизнью, что остаётся после Модильяни: это как бы противоположный полюс некоего метафизического континуума. Если Модильяни – соучастник и соработник творения мира – радостного (даже в грусти!) язычества, то Рабин – свидетель и регистратор его необратимого распада, который, по сути, уже (почти) совершился – трагического постхристианства. Он – художник беды, он катастрофичен. При этом мне показалось, что он тоже, на свой лад, весь «посюсторонний». Иные миры у него не просвечивают сквозь обугленные клочья почти-распавшегося ЭТОГО мира. Даже когда о них напоминает пронзительный «Христос в Лианозове». Он явно как-то знает об их присутствии, но он (как мне, по крайней мере, показалось) их не видит.

ИНОЙ мир рисуют Валентина Кропивницкая и Рабин-младший. Но видят они его по-разному – я бы сказала, с разных позиций.

В.К. видит и чувствует ТОТ мир (а изображает она, несомненно, именно его) – отсюда. Здешними глазами. По сути, чувственными, только по-особому истончившимися для того, чтобы увидеть иные очертания – так вроде бы похожие на здешние.

Самое странное, самое жуткое впечатление – от Александра Рабина. Он изображает мир идей, глядя ОТТУДА. Как будто уже после состоявшегося перехода. Из посмертия.

В связи с ними пришла мне в голову даже своего рода возможная классификация живописи (UPD 23.11.08. - скорее, изобразительного искусства вообще). Вся она может быть разделена на (а) изображающую зримое, (б) изображающую незримое, (в) изображающую разные типы отношений между ними.
Tags: выставки, дикорастущая культурология, дни, музеи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments