Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

О бесцельном

Когда на улице солнце, тепло и видно далеко во все стороны, ходить по этим улицам представляется не только необходимостью, но даже своего рода обязанностью (перед самой собой – во всяком случае). Таким образом набираешься бытия – сырого, свежего бытия, которое потом долго-долго будешь перерабатывать – перегонять в смыслы. Может быть, и всю жизнь, и такое возможно: случаются такие как будто ничем (кроме своей общей повышенной интенсивности!) не отмеченные дни, из которых мы потом тянем смыслы всю жизнь, накладываем их, как матрицу, на наши внутренние события. Хотя в такой день может не происходить совершенно ничего, кроме, допустим, пешей прогулки из пункта А в пункт Б. О, чем ближе я к концу жизни, тем острее знаю, насколько способны быть переполнены смыслами такие по видимости бессмысленные действия. Ведь это наш диалог – всем телом – с жизнью в целом. А кто знает, может, и с её Создателем. Как сказал (и не устаю цитировать!) homo_nudus, «бесцельная прогулка – это молитва атеиста». О, всё бесцельное, может быть, - молитва атеиста, потому что в нём узко поставленная, заведомо условная цель не заслоняет от нас Целого. Позволяет Его всеми своими сторонами переживать, даже и теми, о которых мы сию минуту ничего не знаем. (О верующих я уж и не говорю… Но судить об их опыте затрудняюсь, поскольку не принадлежу к ним).

Впрочем, не так давно думалось мне и о том, что и в работе, и едва ли не в любой даже (была бы организована да направлена!) – тоже «есть что-то от молитвы». Впору задуматься о том, что в жизни вообще что-то есть от неё: в любых достаточно интенсивных её участках.

Бесцельное заведено Создателем, как известно, для того, чтобы подчеркнуть – и нам дать прочувствовать – всю относительность, преходящесть, заведомую условность, в конечном счёте – мелкость наших целей («Как мелки с жизнью наши споры! Как крупно то, что против нас!»). Бесцельное – это голос Крупного. И гораздо более громкий, между прочим, чем голос Целенаправленного. Просто этот последний нам более внятен. Он «антропоморфнее».

Если целенаправленное – арифметика Бытия, то бесцельное – его алгебра. Для своего понимания и прочувствования (без последнего никак; я вообще включила бы «чувство» - то есть, эмоциональную и интуитивную компоненту восприятия – в число полноценных инструментов, например, философствования – понимания вообще, - «богословствования», должно быть, тоже) – так вот, для своего понмания и прочувствования эта «алгебра» требует несколько (а может быть, и существенно; принципиально!) другой внутренней (а может быть, и внешней?) организации воспринимающего.

Но сейчас я просто о том, что есть дни – да вот и сегодня был такой! - когда сам Бог велел набираться жизни «прежде смысла её». (Всякое хорошее «прежде смысла», смыслом своим не озабоченное – как показывает опыт, обычно оказывается самым плодотворным, самым неисчерпаемым источником смысла. Вот и с любовью так: именно тогда сильнее всего и думаем, когда крышу сносит и «разум обугливается»). Представляется достаточным просто БЫТЬ посреди этого дня, вдыхать его воздух, чихать от его запахов, жмуриться от его солнца, ёжиться и зябнуть под его ветром - позволить ему охватить себя, – совсем не обязательно делать при этом что-то «осмысленное»: день – и воплощённая в нём полнота всего – сделают всё сами. Надо отдаться на их волю, не ставя между ними и собой перегородок из рефлексии, из заранее заготовленных планов.
Tags: изготовление смысла, латентная религиозность, этика существования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments