Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Categories:

А что же сказал библиофаг,

когда его спросили, как он проводит время в самоизоляции?

(дело было в рамках опроса "Время карантина: культурный взрыв или культурная пауза?" в журнале "Знамя" № 6/2020 = http://znamlit.ru/publication.php?id=7635)

Вопросы были, собственно, такие:

"Во время вынужденного пребывания в онлайн-режиме и самоизоляции многие редакции отказались от «бумажной» версии своих изданий, театры — от репетиций и спектаклей, остановились киносъемки, галереи прервали договоренности о новых проектах. Остановились типографии, печатающие новые книги и выпуски журналов, в том числе толстых. Телеканал «Культура» прекратил ежедневные выпуски новостей.

Редакция «Знамени» обратилась к представителям разных областей культуры — кино и театра, музеев и галерей, издательств и журналов с вопросами:

1. Смогли ли культурные институции в этот трудный для жизни общества период «перестроиться», обрести новые форматы в своей работе и новые формы контакта с аудиторией? Если да — то какие?

2. Ваш личный опыт творчества в условиях самоизоляции.

3. Изменит ли этот период вынужденного существования дальнейшую культурную жизнь? Угрожает ли «живой» культуре привычка к тотальному онлайну или способствует ее технологическому прогрессу?
"

И сказала она:

(Ольга Балла, журналист, книжный обозреватель)

(1)
К тому моменту, когда я это пишу — ночь на 11 апреля, — прошло слишком мало времени для такой радикальной вещи, как перестройка культурных институций, — но новые формы, вне всяких сомнений, активно осваиваются, и не сомневаюсь, что их эффективность еще будет проявлена и осмыслена. Прежде всего у интеллектуальных мероприятий — каких бы то ни было, от семинаров и лекций до, например, поэтических чтений — появился новый для многих инструмент (я, например, до карантина о нем и не слыхивала) — Zoom, позволяющий присутствовать на них даже живущим на иных континентах. Издательства и электронные библиотеки открыли бесплатный доступ к книгам, в интернете можно найти (по всей вероятности, они были там примерно всегда, но теперь на это стали обращать внимание) интернет-версии спектаклей, концертов, лекций, музейных экспозиций, не говоря уже о фильмах. Этого настолько в избытке, что при одном взгляде на список доступного становится очевидным: охватить все в целом — задача совершенно безнадежная, и выжить в таком избытке можно исключительно ценой жесткой аскезы — отбора самого существенного и концентрации на нем. В старом добром Фейсбуке я вижу — хотя у меня не очень много времени, чтобы за этим следить, — ссылки на разные формы персональной культурной интернет-активности вроде чтения поэтами своих стихов, скажем, на YouTube. Вообще, у меня такое впечатление, что люди так испугались возможного недостатка в нашем нынешнем затворе впечатлений вообще и культурных в частности, сенсорного и смыслового голода, что принялись эти впечатления усердно вырабатывать и жадно накапливать. Я бы сказала так: наша культура в этой ситуации, может быть, впервые отдала себе отчет — или получила возможность дать его себе — в исключительном многообразии своих возможностей. Так что с новыми форматами все очень даже хорошо, справиться бы еще.

(2) Ну, творчеством я не занимаюсь, я занимаюсь поденной работой — и возможность делать ее всю у одного-единственного компьютера, не перемещаясь между разными редакциями и разными компьютерами, не тратя времени на это перемещение (и нервов на вечное неуспевание и опаздывание — это, на самом деле, сжигает большие объемы душевных сил, так что в эмоциональном отношении жить стало существенно легче) — большое счастье. Когда бы не постоянная фоновая тревога, связанная с нынешним бедствием, лучшего и желать было бы нельзя. С рождения ненавижу жизнь по расписанию, заданному извне, крайне плохо умею все, с нею связанное, и вот, наконец, — кажется, впервые в жизни! — я оказалась от нее свободной. Каждый день передо мной как чистый лист, который можно расчерчивать по своему усмотрению (моментально понимаешь, что расчерчивать надо обязательно, и на очень жесткие клетки, иначе расползешься во все стороны и ничего не успеешь; но можно подобрать себе клетки оптимального размера). Я делю так: в каждом дне есть «главное дело», которому отводится основное время — по принципу «от забора до обеда»: начинаешь и делаешь, пока не закончишь. Обычно это написание какого-нибудь крупного текста. В промежутках между его фрагментами (если предыдущий фрагмент закончен) я себе разрешаю смотреть почту и сообщения в мессенджерах. В случае срочности дела я себе этого не разрешаю. Затем в порядке релаксации — редактирование (это всегда проще писания своего) и подготовка к верстке материалов очередного номера журнала. Затем в порядке релаксации еще большей — чтение обязательного. Затем чтение необязательного.

Поскольку работа не разбросана по нескольким компьютерам, а вся представлена перед носом рядоположенными ярлыками на мониторе единственного, — возможностей забыть и запутаться (и связанных с этим неминуемых стыда и вины) стало на порядок меньше. Это просто не передать какое счастье. Ушла (пусть на время — но это неоценимый опыт) одна из самых сильных тревог моей жизни.

Конечно, это отбрасывает свою тень, и вот какую: в жизни стало существенно меньше необязательного. Обыкновенно оно почти все приходилось на перемещение по пространствам: дорогу к метро — поездку в метро — дорогу от метро. И это не об отдыхе (отчасти и о нем тоже, но он тут не главное) — это именно что о выработке смысла: надфункционального, так сказать. В этих зазорах между обязательным — не настолько долгое, чтобы разболтаться, — можно было чувствовать себя свободной от функций, человеком-вообще и всласть думать и чувствовать о том, что не связано с текущими заданиями.

(3) Я думаю, что — если прежняя жизнь хоть сколько-то сможет потом продолжаться — радикальные изменения в культурной жизни онлайн-опыт вряд ли вызовет (не так уж он будет длителен, даже если займет, положим, пару лет, чего я не исключаю), но новые черты ей придаст и вложит в ее руку новые инструменты. Живой культуре, думаю я, он никак не угрожает потому, что и онлайн она тоже живая: ее же все равно делают люди, а не механизмы, которые только посредничают. Причем посредничают таким образом, что расширяют чувственность человека.
Tags: работа и я, самопрояснение, умственные продукты, хроники самоизоляции, что сказал библиофаг
Subscribe

Posts from This Journal “что сказал библиофаг” Tag

  • Пусть будет под лапой и это

    А ещё во время 52 серии "Полёта разборов" (часть 2), при обсуждении стихов Артемия Старикова, библиофаг тоже пару слов сказал:…

  • И чтобы ничего не пропадало -

    К 95-летию со дня рождения А.Д. Синявского - - и моё совиное пёрышко в благодарность Андрею Донатовичу с минуты 21:12. Ну и среди хороших людей.…

  • И что же сказал библиофаг

    в ходе разговора на портале "Textura" о "поэте десятилетия" (2010-2020)? Вопросы были заданы такие: (1) Кого бы Вы могли назвать «поэтом…

  • И глория мунди

    Ну и что сказал библиофаг, будучи расспрошен о своей книжечке цвета августа газетой "НГ-Ex Libris"? - А примерно вот это: Семью семь – сорок…

  • Ну что, лето, будем прощаться?

    Вчера на Фейсбуке Дарья Кутузова спрашивала всех мимопроходящих: «А что вы такого сделали этим летом, чего у вас не было в планах раньше, но вот…

  • А что же сказал библиофаг,

    будучи спрошен альманахом "Артикуляция" о соотношении ума и красоты в нашей печальной женской доле? - Сейчас узнаем. Разговор состоялся вот такой:…

  • Совы в прямом эфире

    Пусть же будет и здесь, чтобы уж не потерялось: видеозапись ZOOM-презентации "Пойманного света" 28.07.20.:…

  • И что же сказал библиофаг,

    будучи, в лестной для себя компании, спрошен электронным журналом "Textura" о литературных итогах первого полугодия 2020-го года? - Ну вот что-то…

  • Да, а что сказал-то библиофаг,

    оказавшись спрошен о книге десятилетия в рамках вот такого разговора: Гуманитарные итоги 2010-2020. Книга десятилетия. Часть I //Textura. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment