Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Categories:

К анатомии ностальгии: чертёж и живопись

Конечно, ностальгия (та самая, которая по ушедшим временам и оставленным местам, по всему, что сделало нас самими собой) – это тоска по полноте жизни, которая со всем этим, хоть в воображении, связывается, которой отсутствие всего этого нас – мнится – лишает (вставьте в меня обратно дом X на улице Y в ZZZZ году! верните мне вид улицы W у метро Q в году NNNN! мне некуда поместить те содержания, те внутренние движения, которые только с этим могли быть связаны! Они не лезут в другие содержалища, не воспроизводятся на другом материале! А они нужны же мне, отдайте назад!); но на самом-то деле это ещё и (а может быть, даже вообще в первую очередь) благодарность этому всему за то, что оно нас самими собой сделало. Понятно, что до всего этого дочувствываешься к старости, когда уже и сама у себя-то из рук скоро начнёшь ускользать, поэтому благодарность и чувство ценности всего утраченного и ускользающего приобретают остроту особенную и непреходящую. Но сознание, кроме всего прочего, лукаво и так и норовит нагрузить твои исключительно субъективные, ситуативно обусловленные чувства, адресуемые тобою местам и временам (людям, предметам, чему угодно), значениями, выходящими за пределы твоей персоны. И наблюдать за этим интересно, особенно когда отдаёшь себе отчёт в том, что это в тебе такое происходит, чтобы оно тобой не слишком вертело. Так наблюдаешь, как тоска по началу жизни, связанному (не только с твоими родными Красными домами, но ещё и, столь же неизъемлемо) со скудными во всех мыслимых отношениях, начиная с архитектурных и эстетических, московскими окраинными пространствами (ловишь себя на том, что они тебе нравятся, хотя не должны бы, по всем приметам не должны бы! что, о ужас, ты любуешься ими, что тепло, даже жарко тебе от них, холодных), твоя благодарность этим пространствам за внутренний огонь, связанный с ними лишь ситуативно, по сути дела, случайно – но навсегда получивший их отпечаток и форму, - так и норовят тебе внушить чувство особенного смысла этой скудости, этой прямолинейности и одинаковости, с которыми тусклый позднесоветский архитектурный гений застраивал город в 1960-х – 1970-х. Ты уже совсем готова чувствовать и верить, что то был чертёж жизни, первый, необходимый, основополагающий (отличающийся, понятно, от пространств более архитектурно осмысленных и эстетически артикулированных примерно так, как и положено чертежу отличаться от живописи), размечавший тебе большими линиями будущее биографическое движение, предлагавший тебе самой взять краски (и лучше – погуще! – так втолковывает тебе их колористическая скудость, и повинуешься) и врисовать, вкрасить в этот – ставший внутренним – чертёж всё, что сочтёшь нужным.

Они – в отличие от пространств артикулированных и т.п. – ничего тебе не диктуют. Кроме свободы и внутренней жизни.

Сходненская_1980
Станция метро "Сходненская". 1980

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/473209.html. Please comment there using OpenID.
Tags: anthropologia personalis, phaenomenologia interior, γενεσις, биографическое, возраст, записки интроверта, московское, отношения с прошлым, полнота жизни, свобода, старение, старость, экзистенциальная география, эстетика существования
Subscribe

Posts from This Journal “полнота жизни” Tag

  • О полноте скудости

    Понятно, что сидение за железным занавесом – общим ли, персональным ли в виде «самоизоляции» (ах какой прелестный, концептуально и эмоционально…

  • К самопрояснению: Не плющом перевиты, а хмелем

    О, не познание мне, тёмному человеку, нужно – от книг ли, от иных ли стран, от мира ли вообще, - но единственно опьянение им (миром), ошаление от…

  • Дурацкий комментарий к самой себе, в котором нет ничего нового

    Как-то так получилось и накрепко сложилось, прямо спеклось, что полнота жизни, пуще того, избыток её, огонь, витальное буйство связаны для меня едва…

  • О количестве жизни и неотменимости печали

    Не попавши куда бы то ни было (ну вот на новый год в «Новом литературном обозрении», звали ведь, намеренно не пошла, - «ничего не успеваю», «а…

  • Вечно ускользающее: к оправданию избыточного фотографирования

    …Нагрести охапок чужой жизни (да нет, в конце концов: жизни вообще; «чужое» - это только один из модусов, в которых она предстаёт воспринимающему,…

  • Чтобы было

    Не хватает мне глаз для охватывания мира. А всё ещё очень хочется охватить. Зачем? - А низачем. Чтобы было. Для полноты жизни.

  • Всё о том же: против эффективности

    Настоящие, адекватные предмету отношения с временем – это не когда его заполняешь и используешь, а когда тянешь его и проматываешь – «впустую»:…

  • Золотится на солнце

    Думаю и о том,что размениваюсь на избыточное множество мелочей, вся огромная совокупность которых не способна компенсировать ни отсутствия у меня - в…

  • Вспоминать и воображать

    Обычно - так сказать, на правах нормы - мне куда больше нравится вспоминать и воображать, чем "жить" (в неоправданно узком смысле телесного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments