Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Categories:

И что же сказал библиофаг,

будучи спрошен составителями сборника эссе о культуре путешествий в Серебряном веке

(вот такого: Культура путешествий в Серебряном веке: исследования и рецепции: коллективная монография / Cост. Ю.С. Подлубнова, Е.В. Симонова; предисл. Л.В. Маштаковой. – Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2020*.

*да, это книга из будущего.)

о, собственно, культуре путешествий в Серебряном веке и о нашем сегодняшнем восприятии - и культуры, и века? - Вопросы были вот такие:

1. Насколько актуален нынче разговор о Серебряном веке? Плодотворно ли проводить параллели между эпохой начала ХХ века и днем сегодняшним?

2. Какой язык описания более подходит для заявленной темы «Культура путешествий в Серебряном веке»:академический, публицистический, художественный?

3. Какие путешествия были, по Вашему мнению, знаковыми для Серебряного века? О каком из них хотелось бы написать?

4. Что привносили в культуру Серебряного века путешествия литераторов помимо образов пространства? Оказывали ли влияние на поэтику авторов?


И сказал библиофагушка вот что:

Ольга Балла

1. Разумеется, актуален – уже хотя бы потому, что смысловое, символическое наследие этой исключительно плодотворной эпохи совсем еще не исчерпано нами.

Думаю, параллели проводить можно, – притом не столько из-за сходства этих культурных эпох (которого я, скорее, не вижу), сколько из-за различий между ними – и тем интереснее вопрос, в чем они все-таки могут быть сопоставлены.

2. Я бы выбрала академический и художественный – как обладающие очень разными, но очень высокими потенциалами точности. Не очень представляю, что тут могла бы делать публицистика с ее привязанностью к злобе текущего дня.

3. Знаковыми – то есть выражающими символические тяготения времени – надо, видимо, признать путешествия в южном и юго-восточном направлении, к тому, что остро переживалось как глубокие корни европейской, христианской культуры и цивилизации: Италия, Греция, Ближний Восток, Африка: поездка, скажем, Владимира
Соловьева в Египет (скорее уж паломничество); Андрея Белого – в Египет и на Святую землю; африканские экспедиции Гумилева, в том числе в тот же Египет… Все это были путешествия не столько даже в пространстве, сколько во времени и вечности, не столько вдаль, сколько вглубь. В Италию вообще кто только не ездил, одна из самых наезженных дорог была трудна именно своей наезженностью, переполненностью чужими взглядами. Поездка туда – всякий раз знаковый жест: знак принадлежности путешествующего к европейской культуре и памяти, укрепление и углубление этой принадлежности.

Я же хотела бы – если бы у меня было больше медленного свободного времени для неспешного собирания материала и мыслей – написать об отношениях Пастернака и Урала, о поэтическом освоении им уральского пространства, – и просто по внутреннему ритмическому родству с Борисом Леонидовичем, и, что куда весомее, потому, что в этом случае мы имеем дело с интенсивным наращиванием символического потенциала пространствами, у которых такого потенциала прежде не было; с перемещением этих пространств с культурной периферии – в культурную сердцевину. То была работа не с обильным символическим, смысловым, образным наследием, как в случае, скажем, Египта, Палестины, Италии, Греции, но со свежим сырьем, которое еще ждало переработки. Это страшно интересно. Тут как раз никакой переполненности чужими взглядами – все заново, почти сотворение мира (в уральских стихах Пастернака прямо физически чувствуется эта демиургическая мощь). (В этом смысле, как не очень-то парадоксально, с пребыванием Пастернака на Урале видятся сопоставимой поездка Гумилева по Абиссинии, тоже не слишком освоенной русским сознанием – чистое сырье. Но поэтическое открытие, поэтическое создание Урала все-таки парадоксальнее открытия экзотической Абиссинии, потому что Урал, в отличие от нее, был рядом более- менее всегда – и мы имеем тут дело не столько с обретением нового объекта, сколько с рождением нового зрения.)

4. Помимо образов пространства они давали – и самим путешествующим, и – через их тексты – всей культуре новое чувство пространства, резкое расширение горизонтов; объем присутствия другого в культурном материале; освежение общекультурного восприятия. В самом общем виде скажу, что вне всяких сомнений на поэтику этот новый чувственный опыт авторов влиял, не мог не влиять – Пастернак точно стал в некоторой мере другим после Всеволодо-Вильвы, – но вот для качественного разговора о том, как именно было это влияние устроено, какова мера этой обретенной инаковости – надо сидеть и долго собирать материал, чтобы на нем это показывать.

_0_обложка

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/468578.html. Please comment there using OpenID.
Tags: отношения с пространством, сказка странствий, умственные продукты, что сказал библиофаг
Subscribe

Posts from This Journal “что сказал библиофаг” Tag

  • Пусть будет под лапой и это

    А ещё во время 52 серии "Полёта разборов" (часть 2), при обсуждении стихов Артемия Старикова, библиофаг тоже пару слов сказал:…

  • И чтобы ничего не пропадало -

    К 95-летию со дня рождения А.Д. Синявского - - и моё совиное пёрышко в благодарность Андрею Донатовичу с минуты 21:12. Ну и среди хороших людей.…

  • И что же сказал библиофаг

    в ходе разговора на портале "Textura" о "поэте десятилетия" (2010-2020)? Вопросы были заданы такие: (1) Кого бы Вы могли назвать «поэтом…

  • И глория мунди

    Ну и что сказал библиофаг, будучи расспрошен о своей книжечке цвета августа газетой "НГ-Ex Libris"? - А примерно вот это: Семью семь – сорок…

  • Ну что, лето, будем прощаться?

    Вчера на Фейсбуке Дарья Кутузова спрашивала всех мимопроходящих: «А что вы такого сделали этим летом, чего у вас не было в планах раньше, но вот…

  • А что же сказал библиофаг,

    будучи спрошен альманахом "Артикуляция" о соотношении ума и красоты в нашей печальной женской доле? - Сейчас узнаем. Разговор состоялся вот такой:…

  • Совы в прямом эфире

    Пусть же будет и здесь, чтобы уж не потерялось: видеозапись ZOOM-презентации "Пойманного света" 28.07.20.:…

  • И что же сказал библиофаг,

    будучи, в лестной для себя компании, спрошен электронным журналом "Textura" о литературных итогах первого полугодия 2020-го года? - Ну вот что-то…

  • А что же сказал библиофаг,

    когда его спросили, как он проводит время в самоизоляции? (дело было в рамках опроса "Время карантина: культурный взрыв или культурная пауза?" в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments