Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Category:

Фотофобия и фотофилия

(В продолжение вот этого: http://yettergjart.livejournal.com/195191.html - и разговоров в комментах).

По аналогии с фотофобией, мыслима (я её даже на собственном примере наблюдаю) и фотофилия. У меня она очень выражена и относится к чужим изображениям: чужих лиц, чужих пространств, всего-чего-угодно. Ведь на фотографии жизнь, остановившись, даёт себя рассмотреть - и это-то и есть самое сумасшедшее, сильнее всего, может быть, воздействующее: то, чего уже нет, мы можем рассмотреть куда подробнее, чем по определению ускользающее настоящее. (Даже собственную физиономию, которая мне, как правило, на фотографиях не нравится, становится интересно рассматривать по прошествии большого количества времени: ведь на старых фотографиях - уже совсем другой человек, в большой мере незнакомый, и то, что я была когда-то «внутри» этого человека, и странно, и наводит на мысли о том, что человек не сводится ни к одному из своих фиксированных состояний… Чуть ли не о бессмертии души: так-де когда-нибудь я и на своё тело извне посмотрю…)

(А ещё помнится мне – до сих пор, иногда возвращаясь с едва ли не прежней остротой – детское наваждение: «войти в картинку» и оказаться ТАМ. Вычитала не помню где ещё до школы: если долго-долго смотреть на картинку, можно в неё войти…КАК хотелось поверить! Вот и в фотографии хочется входить – и сегодня.)

То же – в музеях, которые люблю именно за это: за остановленное время, за вечное настоящее чужого прошлого, которое теперь может быть и моим. (Пожалуй что, Э. Фромм, с его сильно расширенным пониманием некрофилии, усмотрел бы в этом некрофильские тенденции. Но мне-то, напротив, кажется, что оно всё ЖИВОЕ! Это и притягивает. Почему-то предметы-экспонаты, выпавшие из своих контекстов, совершенно (хотя, может быть, и зря) не связываются со смертью: вот, мол, вещи, принадлежавшие мёртвым людям, которые умерли, а вещи их пережили, и какой ужас. Напротив, вещи, пережившие своих владельцев, ухитряются свидетельствовать о чём-то куда более утешающем. Может быть, даже об иллюзорности смерти. По идее, должно бы быть как раз наоборот, их стоило бы прочитывать как свидетельства мимолётности жизни – ан нет: они, напротив того, твердят о том, что жизнь простирается за свои границы. О неуничтожимости жизни. Музеи и старые фотографии – стимулы самых интенсивных метафизических переживаний.
Tags: жизнь и смерть, метафизические интуиции, отношения с прошлым, памяти детства, пристрастия, разговоры на расстоянии, самопрояснение, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments