Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Памяти потерянного ежедневника

Потеря важного предмета – нарушающая (и без того зыбкое) экзистенциальное равновесие, пробивающая (и без того хрупкую) защитную оболочку, которую наволакивают вокруг человека близкие ему предметы, - хороша тем (чем важнее предмет, тем потеря, так сказать, лучше), что даёт повод поупражняться в изобретении утешающих формулировок, которые это равновесие хоть отчасти восстанавливают.

(Привычные предметы – образуя и между собою некоторую, сложную, обыкновенно неисследимую разумом систему, действует, так сказать, мимовольно, – развешиваются вокруг человека, как гирьки, сообщая ему равновесие и устойчивость. Он как бы передоверяет им часть самого себя, часть собственной способности это равновесие удерживать (чего, разумеется, не стоит делать; что, разумеется, происходит почти с неизбежностью). А потом один утратился – и глядь, вся конструкция поехала…)

(Без зависимостей, без уязвимой их оболочки никак: человек без зависимостей гол, они – ещё один слой его одежды: защищающей, формирующей, подающей многообразные знаки и миру, и самому человеку.)

Оплакав утраченное (да, по предметам, пусть совершенно незначительным в каком бы то ни было масштабе, тоже нужна своя, соразмерная им работа скорби) – хоть немного освобождаешься: и от него (от своей зависимости от него, да! – хорошо-привычная, точно ложащаяся в руку вещь создаёт довольно прочные отношения зависимости от неё), и от утраты. Оплакивание (хоть предмета – формулировками) – ритуал освобождения.

Чтобы тут же начать создавать себе условия для новых зависимостей.

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/441026.html. Please comment there using OpenID.
Tags: anthropologia personalis, антропология вещи, ритуалы повседневности, утешалки, утраты
Subscribe

Posts from This Journal “антропология вещи” Tag

  • В трещинах и складках

    …и предметы впитывают в себя время и память. Накапливаясь в предметах, в их трещинах и складках, время и память постепенно вытесняют их самих и…

  • К обретению вернувшегося чемодана

    Утрата хорошо обжитых вещей – как и заново их обретение – уточняют человеку его границы, демонстрируют подвижность их, пластичность (на вещи ведь…

  • О средствах точности

    (Психологические периоды – а может быть, и возрастные этапы - в жизни человека определяются, в числе прочего и не в последнюю очередь, его…

  • К антропологии вещи

    Вещи – обереги от небытия, стражи на границах между человеком и миром. (И сгустки бытия, конечно. У бытия есть разреженные и сгущенные области, -…

  • К персональной антропологии

    Всякое, абсолютно всякое событие, явление, предмет окружены в человеческом восприятии семантическим ореолом – облаком сопутствующих ему, связанных с…

  • Предмет в России больше, чем предмет,

    или О символической интоксикации …дадада, и книжная ярмарка на ВДНХ даёт мне, кажется, несопоставимо более сильное и убедительное чувство…

  • К соматике смысла

    Она же и антропология вещи В отношениях человека и предметов, несомненно, есть этика (об эстетике и не говорю, её там сколько угодно), и важнейший…

  • Памяти невозможного

    Есть запахи, по которым тоскуется всем телом и которые уже никогда не повторятся – потому что для правильного, точного их повторения нужны все…

  • К персональным суевериям

    Мнится, дело пойдёт – по крайней мере, имеет очень большой шанс пойти тогда, когда возникает чувственное согласие с предметами, которые с ним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments