?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Собирала для одного проекта дайджесты собственных рецензий на разные книжки. Без особенного изумления, но всё-таки отчасти и с ним, обнаружила во всех этих текстах настойчивые до навязчивости темы (понятно же, что человек, особенно если он слепою игрою случая – я, пишет о книжках прежде прочего, если не исключительно, затем, чтобы проговорить особенно волнующие его вопросы), - которые, конечно же, при некотором желании и минимальном старании выстроились бы даже в цельную тематическую линию (тематическую полосу). Среди них точно есть вот какие:

= проблематизация и пересечение жанровых границ в частности и разного рода границ вообще, особенно границ между «жизнью» и «литературой»; «предлитературное» состояние слова (письма - дневники - черновики и т.п.) переход его в состояние собственно «литературное»;

= возникновение новых культурных форм (в котором видится мне, едва ли не прежде всего прочего, ещё и возможность освобождения из-под власти старых);

= вообще – взаимоотношение человека и культурных форм, претендующих на то, чтобы его формировать и определять – и (неминуемый) уход человека из-под их контроля, однако так, что след всегда остаётся и определяет сами пути этого ухода;

= ещё более вообще – (а) заглядывание человека за чем бы то ни было положенные ему пределы; (б) зазоры, пробелы, неполное укладывание в как бы то ни было понятые рамки, само движение ускользания;

= многоязычие бытия и взаимная (не)переводимость его языков;

= взаимоотношения с другим и иноустроенным; связи и границы между «чужим» и «своим»;

= универсальность / всечеловечность и её сложные отношения с укоренённостью;

= взаимоотношения быта и бытия, предметного / вещного и смыслового, сиюминутного, крупноисторического и всевременного / вечного;

= взаимоотношения человека с пространством (литературы с пространством) как частный, но волнующе-особенный случай взаимоотношений слова и внесловесного, человеческого и внечеловеческого;

= собирание разнородного в цельность [в ответ этой теме, знаю, просто эротической дрожью дрожу, будучи готова изыскивать её в любой разнородности, и чем она разнороднее – тем жаднее и азартнее] (преодоление разорванности; следственно, опять-таки, вообще – преодоление чего бы то ни было заданного, ловящего в ловушку, чтобы не поймало);

= прояснение того, что по определению не может быть прояснено до конца; само усилие этого прояснения и его, никогда не достаточные вполне, результаты;

= а также чудо, тайна, вечность, всевременье и вневременье, невозможность, невмещаемость бытия в сознание и принятие его в этом качестве (отпускание его на свободу), уязвимость, хрупкость и безнадёжность и взаимоотношения человека со всем этим.

Не имея ни дара, ни дисциплины сказать обо всём этом собственной прямой и развёрнутой речью, я говорю об этом словами-паразитами, словами-моллюсками, присосавшимися к большим днищам чужих самоплавающих текстов.

Все эти книги мне, конечно, страшно, неоценимо помогают. Но какую же огромную и безнадёжную беспомощность, какое отсутствие самостояния знаменует моя присосанность к ним.

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/338917.html. Please comment there using OpenID.

Записи из этого журнала по тегу «доминанты»

  • На пороге «Знамени»

    Ну да, ещё одна молодость. Неожиданно, признаться. – Начало нового дела – всегда молодость (беспомощность и необходимость обрастания навыками, а пока…

  • О бессмертии

    И всё-таки в каждой работе, - в каждой, в той мере, в какой она – преодоление хаоса, - есть что-то от бессмертия. Вполне вероятно, я уже не раз это…

  • Оправдание вечной виноватости

    …ну я не знаю: кому как, а мне моя хроническая виноватость, помимо (и уж не прежде ли?) всего прочего, обостряет внимание к миру, перед которым я…

  • О хаосе и свободе

    Может быть, ВСЁ, что мы делаем – это формы выработки свободы. Побеждая хаос и неоформленность пусть даже на самом маленьком участке бытия, мы…

  • О стыде

    А вот и определение стыда – моё, рабочее, карманное, для себя, - другим, может быть, и не пригодится. Стыд – это чувство собственной…

  • О неосуществлённом материнстве

    Мне «вдруг открылся» смысл неосуществлённого материнства. (В кавычках, потому что и не «вдруг» - много лет думается и чувствуется, и не столько…

  • Об организованности

    Сегодня (конечно, отвлекаясь от очередного обязательного, а как же ещё *нервно усмехается*) вычитала в ЖЖ писателя Алексея Слаповского -…

  • Отдаю долги-1: дисциплина и форма

    Вообще, у меня скопилось много ЖЖ-долгов, которые хочется начать постепенно отдавать (во имя вожделенного самодисциплинирования и не менее…

Комментарии

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
paslen
17 июн, 2018 22:54 (UTC)
Оля, звучит как музыка и как мой собственный репертуар - только с поправкой на более личные причины такой озабоченности, когда то, что Вы перечисляете звучит как следствие, не как повод, повод-то нужно же внутри личности искать?)
yettergjart
18 июн, 2018 02:22 (UTC)
Честно сказать, я немного запуталась в этой формулировке и не поняла, что тут следствие, а что повод 8-) Поводы и причины-то и у меня все сплошь личные, к каждому пункту можно составить список источников и биографических стимулов.
paslen
18 июн, 2018 02:34 (UTC)
Вот я об этот как раз. Про личное же еще интереснее
yettergjart
18 июн, 2018 02:39 (UTC)
Ну да, но в прямом эфире мне неуютно об этом говорить. Прямой эфир располагает к обобщениям да формулам.
paslen
18 июн, 2018 02:53 (UTC)
Ну вот видимо литература и есть поиск уюта с помощью правильно найденной формы)))
ezevika
18 июн, 2018 23:25 (UTC)
Ну и пусть беспомощность.
yettergjart
19 июн, 2018 00:23 (UTC)
Что ж поделать, кроме "пусть" ничего не остаётся.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )