?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

К истории чувств

В молодости хотелось несчастья и страдания, «надрыва» - и как знака подлинности существования и самой себя, и как источника и инструмента этой страстно вожделеемой подлинности, а с нею и глубины (не страдавший-де – мелок, «хорошая жизнь портит»), и как, наконец, испытания собственных границ, их конфигурации и прочности. Ну и витальных ресурсов было в избытке, даже – в мучающем избытке, хотелось растратить, чтобы легче было. Быть счастливой (даже когда вдруг почему-то, вслепую, получалось) чувствовалось и невозможным, и неприличным. Да, нарывалась, да, получила по полной программе.

Теперь явное убывание витальных ресурсов располагает к другой позиции (да, к самообереганию – и к обереганию других как связанных со мною в одну жизненную систему). К изыскиванию возможностей быть счастливой и чувству драгоценности каждой из них – вплоть до малейших.

К старости человек становится мелочным, да. Тративший и транжиривший себя охапками – трясётся над каждой капелькой бытия.

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/314948.html. Please comment there using OpenID.

Записи из этого журнала по тегу «старость»

  • Phaenomenologia interior

    В том, что днём - и даже ранним вечером, и даже не очень ранним, но вполне ещё свежим вечером (скажем, в половине 11-го) - не думается (а сплошь…

  • К сезонным предсмыслиям

    Весна не для того, чтобы работать. Весна для того, чтобы созерцать бытие, впитывать его, пренебрегать условностями. Весна – время цельности,…

  • Про запас-2

    Откладывание дел на сладостный потом (которое, как известно, - наращивание себе запасов будущего под кожей) – особый, изощрённый, извращённый вид…

  • Не втягиваясь

    И вот теперь, когда мир, в сущности, тебе уже не нужен, - когда нет уже жгучей, выжигающей потребности в нём, - можно об этом мире мечтать взахлёб –…

  • Чистая сладость жеста

    Вообще, по мере исчерпания моих дней всё больший вкус чувствую не к смирению и вписыванию в рамки, а, напротив того, к бросанию вызова – хоть бы и…

  • Впустую

    Чем меньше остаётся дней жизни впереди – тем слаще их транжирить. Тем убедительнее иллюзия собственной силы и свободы от их малости и убывания.…

  • Ещё к открытию очевидного

    И ещё думаю, что человек молод (хотя бы – остаточно молод; молод по типу внутренней динамики), пока ему хочется ездить по свету (это – как форма…

  • Ну уж не в первый день весны хотя бы

    А почему бы и нет. Всё кажется, что старой быть стыдно. Что старость (этическая, в сущности, вещь) – проигрыш, поражение. (Да чего «кажется», так…

  • Хоть под дождем и без гроша в кармане

    Старость делает ещё и вот что: начинаешь наслаждаться – уж не избыточно ли? не до зависимости ли? – каждой каплей существования (так и подумаешь:…

Комментарии

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
husainov
23 мар, 2018 03:31 (UTC)

Хорошо сказано

vvm1955
23 мар, 2018 04:39 (UTC)
Вл. Монахов:

Я – песчинка,
Ты – песчинка,
Он – песчинка,
Она – песчинка,
Мы – песчинки…

Чувствую, как планета
Вязнет в пустыне людей…

И оправдывались людишки,
Убежденные мыслью одной:

- Мы все - лишь пылинки
В божьей горсти…-

А Господь смотрел с вышины
И качал головой:

- До пылинок в моей ладони
Вам еще предстоит дорасти!
valentin_irkhin
23 мар, 2018 08:05 (UTC)
Все Бодхисаттвы-махасаттвы должны так овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны они думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из сырости или вследствие превращений, имеющих форму или не имеющих ее, мыслящих или не мыслящих, или не мыслящих и не не-мыслящих, всех их должен я привести в нирвану без остатка и уничтожить их, даже если речь идет о несчетном, неизмеримом и бесконечном количестве живых существ. Однако в действительности ни одно существо не может быть уничтожено. И по какой причине?
...
Субхути, как ты думаешь, если бы существовало столько Гангов, сколько песчинок в одном Ганге, то в этих Гангах было бы много песчинок или же нет?" - "Чрезвычайно много, о Превосходнейший в мире. Уже этих Гангов бесчисленное количество, а тем более песчинок в них". - "Субхути, я сейчас поистине поведаю тебе, что если добрый муж или добрая женщина наполнят семью сокровищами столь же бесчисленные три тысячи большой тысячи миров, что и число песчинок в этих Гангах, то через это даяние получат ли они много благости счастья?" Субхути сказал: "Чрезвычайно много, о Превосходнейший в мире".
-Если добрый муж или добрая женщина возьмут из этой сутры хотя бы только одну гатху в четыре стиха, заучат ее и проповедуют другим людям, то приобретенная ими благость счастья превзойдет заслуженную предыдущим даянием.
(Алмазная сутра)
logos
23 мар, 2018 20:58 (UTC)
дорасти
"Гиппотерий — предок лошади.
Мегатерий — предок слона.
Мы — предки людей,
Предки настоящих людей".

(М. Дж Андай).
yettergjart
24 мар, 2018 01:59 (UTC)
Нет, бытие — не зыбкая загадка.
Подлунный дол и ясен, и росист.
Мы — гусеницы ангелов; и сладко
въедаться с краю в нежный лист.

Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
и чем жадней твой ход зеленый был,
тем бархатистей и великолепней
хвосты освобожденных крыл.

ВВН
swegre
23 мар, 2018 07:07 (UTC)
Это да - огненные мы в молодости. но со временем огонь гаснет. Да и с сексуальностью он как-то связан (это я пока обдумываю).
yettergjart
24 мар, 2018 02:01 (UTC)
Ну с гормональным статусом точно связана вся эта внутренняя динамика.
z_u
23 мар, 2018 13:00 (UTC)
это да.

но вывод из данного наблюдения мне видится другой - к старости человек становится внимательным к каждому мигу, учится ценить и беречь его и все, что ему дано (и не разбазаривать бездумно витальные ресурсы), испытывает благодарность, понимает, что в жизни - главное, а что не очень, и что есть счастье, и осознает, наконец, что несчастья и страдания - лишь уроки бытия, приводящие к счастливой истине, а сами по себе целью и смыслом быть не могут... :)

как по мне так это некая степень мудрости и прозрения, вряд ли достигаемая, впрочем, без предварительного солидного количества шишек и страданий.

хотя неумение быть счастливыми (в любом возрасте) - наша общая человеческая беда...
yettergjart
24 мар, 2018 02:05 (UTC)
Вот возьмёшь и подумаешь: если неумение быть счастливым такая стойкая черта, так упорно воспроизводится да ещё в любом возрасте, при том, что все вроде бы хотят, - то, может быть, это самое счастие вообще не человеческая штука и так же не даётся и не нужно, как, скажем, умение ходить на голове? "А кто тебе сказал, - спросил Осип Эмильевич у Надежды Яковлевны, - что ты должна быть счастливой?" Вот и я думаю.

И не верится мне что-то в счастливость истины.

Хотя, по-моему, оно вполне себе получается - не как умение, а именно само - когда получается (тоже, наверно, следствие какой-то гормональной динамики).

Edited at 2018-03-24 02:06 (UTC)
z_u
24 мар, 2018 09:00 (UTC)
И опять не соглашусь, особенно - насчет "любого возраста". :)

в детстве мы гораздо чаще бываем безусловно счастливы, просто потом теряем это умение, как и многое другое.
Кроме того, все индивидуально, конечно, но некоторые люди гораздо легче учатся быть счастливыми или меньше теряют, выйдя из детства.
Окружающие потом зовут их "легкими людьми". :)
Затем в юности "оно получается, когда получается", и когда мы этому не мешаем.

И лишь повзрослев и начав процесс "отвердевания", мы теряем "свежесть и гибкость бытия", и потихоньку становимся тем твердым и заскорузлым, что легко мучается и трудно радуется, и не верит в счастье, зато прекрасно верит в страдание и бессмысленность.
Как там говорится: "я верю только в страшные сказки". Взрослея, мы учимся бояться - вот чему в первую очередь, а уж от нашего вездесущего страха (которому мы сами отдаем ключи от себя) идут все остальные наши проблемы, включая неверие и несчастливость.

Вот потому-то нам, взрослым и "умным", и не верится в счастливость истины, все мы ожидаем подвоха от реальности и электрошокера в протянутой ладони мира. В лучшем случае мы думаем: "ну, не может же все быть настолько просто". А оно так и есть, чую.

Хорошенько повзрослев, некоторые потом начинают считать счастье чем-то неприличным, другие - чем-то неискренным, третьи - чем-то недостижимым, а иные - и вовсе выдуманной для утешения человечества фикцией. И все эти "человек рожден для счастья, как птица - для полета" вызывают у нас, якобы очень умудренных (читайте - недоверчивых, подозрительных и ужасно напуганных) только презрительную либо грустную усмешку.

И счастье уходит от нас.
Ибо настоящее счастье вызревает внутри, а на отравленной неверием и страхом почве оно не приживается. Думаю, счастье есть, в первую очередь, открытость миру внутри и снаружи, открытость самой возможности счастья, гибкости и свежести бытия. А взрослые мы боимся открываться, боимся доверять - ну как что-то, не дай Б-г, проникнет внутрь и ранит нас!

Однако некоторым везет, и они не только взрослеют, но и созревают, мудреют, и постепенно учатся заново тому, что мы все умели с рождения - радоваться и быть счастливыми. Даже просто от того, что живем, уж не говоря о сотне ежедневных поводов быть счастливыми (или - о "больших основательных поводах", которые нам подкидывает жизнь).

Всегда хотелось быть такой, научиться этому, стать "легким человеком", но у каждого - свой путь.
Вот пытаюсь на своем пути найти то, что ведет в нужную сторону. Хотя созревшие вышеописанные понимания в свое время, кажется, помогли мне перестать сосредотачиваться на страдании и поверить в счастье, чаще радоваться, чаще быть счастливой. Впрочем, не исключено, что просто пришло время. А оно у каждого - свое, как и путь. Так что повторюсь - все индивидуально, я, как и все люди, могу говорить лишь о своем личном опыте и сделанных из него выводах.

Edited at 2018-03-24 09:03 (UTC)
yettergjart
24 мар, 2018 15:23 (UTC)
Да и не надо со мной соглашаться, я не для этого :-D

Люди такие разные. Я в детстве всё время боялась (то темноты, лифта, машин, собак, Смерти, приходившей во сне, то математики, физкультуры, одноклассников), оно совсем не было безмятежным временем, - а чем старше, тем менее боюсь и открываться, и доверять, - ну проникнет, ну ранит, - изыму, рану будем заращивать.
z_u
24 мар, 2018 21:42 (UTC)
да, люди разные.
но проблемы их часто схожи. :)

и верно, все меняется, мы меняемся.
и наши страхи меняются вместе с нами.
наблюдаю это и на своем примере тоже... :)
yettergjart
24 мар, 2018 23:53 (UTC)
Ага, - я уже не боюсь лифта! :-D
z_u
25 мар, 2018 00:13 (UTC)
это здорово. :)

а у меня страхов становится со временем только больше... :(
хотя лифт в них не входит - ну, разве что маленькое такое опасение временами, впрочем, как и ко всей технике... :)
( 15 комментариев — Оставить комментарий )