Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Тоже на полях

Кому не спится после бурного рабочего и пешеходного туринского дня одновременно, тот пусть сам себе даже не рассказывает, что типа очень устал, - это неправда совсем. В моей персональной теории бессонницы, она же и ее терпеливая практика, есть пункт, согласно которому бессонница и сопутствующий ей парадоксальный избыток сил (которые, казалось бы, целый день только и делала, что тратила) - свидетельство того, что от дня сохранился недорастраченным - или не растраченным вовсе - некоторый остаток, что в нем не было прожито что-то важное, и оно требует проживания, пусть даже инопроживания, в каких-то замещающих формах, но требует непременно.

В моем и в сегодняшнем случае это, скорее всего, три неотменимых и насущных вещи: уединение, молчание и (созерцательная) пассивность. Вот эти состояния должны быть прожиты непременно, без них человек мелок, как в смысле отсутствия крупности, так и в смысле отсутствия глубины. По крайней мере, если этот человек - я.

Думала еще о том, что во всякой жизни есть свой набор первовопросов и первосюжетов, "матричных" первоситуаций, которые, будучи раз пережиты в начале (как правило) жизни, затем всю эту жизнь продумываются, отрабатываются, проясняются. (И первотравм, да, как без этого.) К одной из таких групп первовопросов принадлежат у меня, известное дело, темы "своего и чужого", обживания чужого, превращения его в свое. Поскольку в свое время у меня одним из ведущих первосюжетов стала попытка, довольно (перво)травматическая, начала жизни в Праге в 15 лет, отныне всякий раз, попав в чужую европейскую страну, я проигрываю внутри себя сюжет "как бы я начинала здесь жить", сюжет такого же неуютного и отчужденного отрочества здесь (Европа западнее бывших советских границ вообще синонимична у меня, до навязчивости, теме начала жизни). Так вот, теперь мне кажется, что с Италией у меня получилось бы - все то, что так горько (в конечном счете) не получилось с Чехией. И даже знаю - ну, догадываюсь, конечно, но догадываюсь так уверенно, что будто бы и знаю - почему. У меня с Чехией не случилось чувственного очарования ею, вообще - чувственного родства (что в отношениях со странами и городами не менее важно, чем в отношениях с людьми). Там именно на этом уровне было много отталкивания. Чувственного совпадения не получилось. - С Италией, как ни странно, мнится, что получилось бы. По крайней мере, теперь оно получилось.

This entry was originally posted at http://yettergjart.dreamwidth.org/229296.html. Please comment there using OpenID.
Tags: anthropologia personalis, Италия, другие берега, записки совиным пером, памяти детства, сказка странствий, соматика смысла, чужое и своё
Subscribe

Posts from This Journal “anthropologia personalis” Tag

  • К открытиям очевидного

    Думаю также, что впадать в отчаяние в трудные времена и вообще позволять себе вестись на всё, что на это провоцирует, - постыдная роскошь,…

  • К оправданию бессмысленных усилий (и их количества)

    О, проклятое чернило! Сердце наше иссушило. И бумага и перо Сокрушают нас зело. Старинная школярская песня, вычитанная в детстве в журнале то ли…

  • К сказке нестранствий

    Вот зачем нужны дальние дороги: для внутренней протяжности. Внешнее пространство наращивает нам внутреннее время.

  • О самоценном

    Но куда сильнее, отчаяннее, жаднее, чем (например) по Риму, тоскую я по Петербургу и возможности по нему ходить, - вот это уж действительно хлеб…

  • Завтра рано не вставать

    Когда бы не вирус с его короной, улетали бы мы завтра, по существу уже сегодня, в (неизвестные и неисхоженные) Кавказские Минеральные Воды (отобрав…

  • Зарубка к терпеливой рефлексии

    Музыка расширяет внутренние горизонты. Человек (вроде меня), не имеющий практики и дисциплины впускания Большой (разумею - сложной) музыки в себя,…

  • Не укладывается

    Всякому человеческому чувству ли, свойству ли, состоянию, внутреннему движению… - культура заготавливает и подставляет форму для его улавливания,…

  • К антропологии огня

    Человек – горючий материал, мучительный сам для себя – тяжёлый, комковатый, тёмный – когда не подожжён, выносимый сам для себя только в летучем,…

  • А что же сказал библиофаг,

    будучи спрошен альманахом "Артикуляция" о соотношении ума и красоты в нашей печальной женской доле? - Сейчас узнаем. Разговор состоялся вот такой:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments