?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Пишет synchrozeta:

Оригинал взят у synchrozeta в Парадоксы пожилого возраста
Когда я лет 10 назад начала работать со пожилыми (которым за 60), то первые два года пребывала как бы в депрессии: сознание пыталось принять мысль о том, что старость реальна. Ведь с детства мы воспринимаем стариков (включая любимых бабушек) как людей, не имеющих отношения к нашему будущему. Во всяком случае, так было у меня.

Уже при подходе к работе, видя стариков в инвалидных креслах, греющихся на солнышке, я чувствовала себя словно в яме безысходности. В течение первого года моё сознание не могло переварить это и пребывало как бы в ощущении какого-то конца, в постоянной лёгкой депрессии.
Правда, своих студийцев (мы рисовали) я воспринимала прежде всего как творческих людей вне возраста: ведь искусство омолаживает душу! Люди увлеклись живописью, студия росла, мы устраивали выставки... Всякие разговоры о болезнях и бытовых проблемах я запретила, говорить можно было о творчестве и о художниках.

И только когда я их полюбила - каждого индивидуально, - я поняла, насколько интересны старики!
И особенно интересно их положение в мире: общество уже ничего от них не хочет, у них есть полная свобода. И в этой свободе, как в раю, мы вместе рисуем и пишем картины. "От каждого по способностям, каждому по потребностям" - все счастливы!

А самая творческая из всех личность - с небольшой деменцией сознания, но прекрасной памятью. Это маленькая старушка неизвестного запредельного возраста, к-я дымя сигаретами, ходит зимой в шортах с голыми ногами и от которой пахнет так, что я вынуждена не пускать её в студию (иначе все просто выходят из комнаты). Вот она лучше всех рисует и делает коллажи в своём блокнотике, с юмором и в своём стиле - о прошлом и настоящем, - переживая и молясь за мир. Детская, чистая душа. Мы встречаемся в вестибюле, я еле выдерживаю, но терплю её запах, восхищаясь рисунками, - и наконец, на прощанье она мне делает подарок: дарит найденные на дороге листик или вишенку ("только помойте её!"), а я дарю ей шоколадную конфету
.



Я ведь вовсю думаю уже об этой предсмертной свободе, о свободе, за которую платишь смертностью, - но, Боже мой, какой маленький, исчезающе-малый зазор между нею и нами, теми, кто вот только что чувствовал и знал себя молодым, кто и теперь ещё по инерции, переполненный своей молодой жизнью, уверен, что он таков и есть. = Ведь те, "которым за 60", эти вот пожилые, с которыми надо работать и которые вступили в область предсмертной свободы, - это же люди, которые старше меня всего на восемь лет - и далее. От них до меня - меньше шага. Это же почти ровесники - и даже просто ровесники. Мы с ними ходили в одну школу, ездили в одни пионерские лагеря - скажем, мне 7, им 15; - до всего этого опыта - общего детства и юности, общего начала - я могу дотронуться рукой, он не то что даже "был", он есть сейчас, я его чувствую, осязаю, знаю наощупь.

Какой ужас.

Записи из этого журнала по тегу «жизнь и смерть»

  • К эволюции направлений внимания

    С течением времени всё больше занимают меня несловесные формы рефлексии в частности и несловесные – и досмысловые, предсмысловые – формы…

  • В копилку навязчивого

    А, вот ещё милая тема для невроза (невроз, как известно, вещь тематизированная): образование – жизнь, а необразованность – смерть. –Цепляясь за…

  • Пока не исчезнет совсем

    Пространство - ковш для зачерпывания времени, воздуха и света. Для этого только и нужно. Иначе им совсем не в чем было бы задержаться. Конечно, они…

  • Генезис изначального

    Это непременно должно быть и здесь, а то затеряется на фейсбуке. Нашла в исторической фотогруппе Вконтакте («История Москвы в фотографиях»), жадно…

  • К практикам бессмертия

    ...и ну её уже, эту функциональность, отработку программ и выработку продукта. Хочется самоценного созерцания мира. В конце концов, потому, что оно…

  • И снова на полях обязательного

    ...невроз смысла и результата - ну хотя бы просто смысла, Бог уже с ним, с результатом, есть же люди результата и люди процесса, для этих последних…

  • К внутренней феноменологии: Иль ты приснилась мне

    Устаёшь – начинаешь видеть сны наяву. Буквально: перед меркнущим от усталости сознанием проплывают внутренние образы, подробные, чувственные; очень…

  • Веселья последнюю треть

    Никак не могу вжиться в тот факт, что жизнь по существу кончилась, - просто в смысле объёмов жизненного пространства, независимо, разумеется, от…

  • О бессмертии

    И всё-таки в каждой работе, - в каждой, в той мере, в какой она – преодоление хаоса, - есть что-то от бессмертия. Вполне вероятно, я уже не раз это…

Комментарии

( 32 комментария — Оставить комментарий )
vladimirdar
26 мар, 2017 16:50 (UTC)
Да, Время неумолимо...(
yettergjart
26 мар, 2017 18:45 (UTC)
Оно, как оказывается, ещё и очень удивительно :-)
synchrozeta
26 мар, 2017 17:06 (UTC)
Единственный выход из ситуации - интенсификация каждого мгновения жизни. Не тратить время на ерунду, а жить интенсивно - творчески и радостно! И тогда время удлинится вглубь самого себя и станет работать на нас!
yettergjart
26 мар, 2017 18:42 (UTC)
Штука ещё и в том, что иной раз, и даже часто, именно ерунда даёт совершенно неистовую интенсивность жизни! Вот честное слово. :-) А уж как она наращивает истёртую душевную ткань, а сколько в ней свободы...

Говоря серьёзнее (тут я могу говорить только изнутри собственного, единственного, ограниченного опыта): интенсивностью спасаюсь, да (от многого ею спасаюсь, - нахватав непомерное количество обязанностей и обязательств, - отчасти это и противостояние смерти и смертности, конечно, спор с ними), - и именно поэтому хорошо знаю изнутри неё, что она, в общем-то, по самому большому счёту, не спасает (грубо говоря, всё равно движешься к смерти). В ней сгорают громадные объёмы жизни, она довольно сильно изнашивает. Видимо, у человека есть какие-то пределы интенсивности, у каждого свои, своя вместимость напряжения, и когда эти меры превышаются, сам организм начинает бунтовать. - Пустота в этом смысле милосерднее: в ней время проходит медленно. Да всё равно проходит.
vladimirdar
26 мар, 2017 19:00 (UTC)
Да, загрузка себя работой - это способ забыть свой страх смерти... Способ для бессмертия только один - стать в этой жизни самим собой... во всем...
(без темы) - yettergjart - 26 мар, 2017 20:36 (UTC) - Развернуть
ужас - kulturka_ru - 27 мар, 2017 20:09 (UTC) - Развернуть
Re: ужас - yettergjart - 27 мар, 2017 21:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - synchrozeta - 26 мар, 2017 22:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yettergjart - 27 мар, 2017 02:20 (UTC) - Развернуть
podo_a_t
26 мар, 2017 17:42 (UTC)

На мой взгляд, очень странная граница дряхлости - 60 лет. Не знаю, с кем там работает автор поста, каково их состояние (ну кроме неопрятной старушки). Какое-то покровительственное отношение к старикам я почувствовала в этом тексте.
Не надо заранее пугаться, девушки! Вам ведь ещё дожить предстоит до этих лет.
Многие в пожилом возрасте вполне активны и работают. Мой друг 78 лет международный патентовед, работающий на двух языках, подруга почти 72 - проектировщик, уже давно перешла на компьютерное проектирование, приятель 76 лет преподает в ВУЗе. Я думаю, и у вас есть такие знакомые и родные. А другие вполне наслаждаются свободой на пенсии, когда никакого начальства, никаких дедлайнов, не надо брать больничных и т.д. Освободившись от беса трудоголизма, эту "предсмертную свободу" вполне можно получить задолго до смерти.
(Если мой комментарий покажется вам неуместным, можете удалить, я не обижусь.)
yettergjart
26 мар, 2017 18:44 (UTC)
Не, ну почему, я тоже таких людей знаю! - работающих и активных и за 70, и под 80, и за 80. Кстати, у меня оба родных родителя такие 8-)

А бес трудоголизма, э-хе-хе, это ж наше всё 8-)
(без темы) - tan_y - 26 мар, 2017 21:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yettergjart - 27 мар, 2017 02:13 (UTC) - Развернуть
rechi_k_bogu
27 мар, 2017 13:46 (UTC)
"Какое-то покровительственное отношение к старикам я почувствовала в этом тексте." - это кажется логичным, имеет основания: ведь у 50-летнего ещё есть перспектива, а у 60-70-летнего перспективы гораздо меньше. Перспективы - в смысле что-то ещё понять, как-то ещё самореализоваться.
(без темы) - podo_a_t - 27 мар, 2017 14:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yettergjart - 27 мар, 2017 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - podo_a_t - 27 мар, 2017 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yettergjart - 27 мар, 2017 21:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - synchrozeta - 28 мар, 2017 13:01 (UTC) - Развернуть
synchrozeta
28 мар, 2017 08:18 (UTC)
Вы правы! Мне и самой неудобно было писать "старушки", я никогда так людей не называю. Но поддалась российскому обычаю так говорить.

=начала работать со пожилыми (которым за 60)=
"За 60" - вовсе не означает дряхлости, это просто возраст, с к-го человек может ходить в senior center.

=Какое-то покровительственное отношение к старикам=
Никак не может такого быть, т.к. я и сама...
(без темы) - podo_a_t - 28 мар, 2017 12:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - synchrozeta - 28 мар, 2017 12:55 (UTC) - Развернуть
vladimirdar
27 мар, 2017 08:35 (UTC)
Быть собой это не максимальная самость, а выход на свой Путь, один единственный и возможный, где Ты есть Ты. Когда Ты есть Ты, - человек в жизни манифестируется в этом воплощении не с точки зрения сознания, а с позиций души. Тогда все вокруг складывается как будто само собой, проявляется везение, появляются нужные люди, ресурсы, обстоятельства, что поддерживают и дает все, что необходимо для развития души... Не всегда (а точнее, редко) это совпадает с представлением человека о том, что ему нужно... Ну, в общем, где-то так. Практичных доказательств этого не существует по определению, только Вера...) Это уже близко к основам квантовой физики.
yettergjart
27 мар, 2017 13:29 (UTC)
Вообще мне нравятся эти формулировки. Немного похожим образом (хотя, конечно, совсем в других и инакоустроенных терминах) и я когда-то ответила себе на вопрос о том, "в чём смысл жизни": он - в том, чтобы делать то, чего, кроме тебя, не сделает никто. В некоторой уникальности своего места в как бы то ни было понятом целом.

Правда, всё равно не могу усмотреть в этом возможностей бессмертия :-(
rechi_k_bogu
27 мар, 2017 13:48 (UTC)
"Правда, всё равно не могу усмотреть в этом возможностей бессмертия :-(" - Вы более склоняетесь к версии что после смерти тела никакой жизни не будет?
(без темы) - vladimirdar - 27 мар, 2017 17:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yettergjart - 27 мар, 2017 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yettergjart - 27 мар, 2017 18:35 (UTC) - Развернуть
livejournal
27 мар, 2017 14:04 (UTC)
ищем противоядие страху смерти
Пользователь rechi_k_bogu сослался на вашу запись в своей записи «ищем противоядие страху смерти» в контексте: [...] http://yettergjart.livejournal.com/1700510.html [...]
z_u
4 апр, 2017 15:21 (UTC)
"область предсмертной свободы" - прекрасно и точно выражено...
и это все ужас, да.
и тем, как быстро, и тем, как мало, и тем, какой потаенный смысл должен, просто обязан быть сокрытым во всем этом...
и самое удивительное то, что обратной стороной этого экзистенциального ужаса (в редкие мгновения внутренней свободы от черной тучи восприятия) оказывается такой чистый восторг, что его даже страшно испытывать... :)

пы.сы. кстати, о творчестве в период "предсмертной свободы"...
вот, к примеру, замечательный поэт, находящийся по всем статьям (и в первую очередь, по возрасту) уже (правда, очень далеко) абсолютно в той самой области и много об этом пищущий (да так, что лично у меня сносит все барьеры - в том числе, и страха):

https://www.stihi.ru/avtor/aigelman

Edited at 2017-04-04 15:25 (UTC)
yettergjart
4 апр, 2017 17:09 (UTC)
Вот почитааааем...

Да, первые проблески этого восторга я уже ловлю.
( 32 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com