?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Забравшись с утра в сеть почитать "НГ-Ex Libris", в изумленьи увидела там собственную биобиблиографию, писанную мною для них давным-давно (полгода, что-ли, назад). До плода трудофф ей, конечно, далеко, но на статус умственного продукта она может претендовать смело.

Главкнига: чтение, изменившее жизнь

http://www.ng.ru/glavkniga/2016-03-10/2_glavkniga.html

Об авторе: Ольга Балла - критик, литературовед*.

Тэги: детство, книги, мировоззрение, новороссийск, философия, диалектика, материализм, катаев, эгоцентризм, пруст

Чтобы не говорить слишком долго о любимых и важных книгах – тут разговор был бы нужен действительно долгий и подробный, – скажу об особенной категории читаных текстов: о «текстах-переключателях» – о книгах (в одном из случаев это была журнальная публикация, но так ли важно), разом переключивших гештальт, изменивших мне способ видения жизни и существования в ней. При этом не имеет ни малейшего значения ни степень общекультурной важности этих текстов, ни то, что «на самом деле» хотели сказать авторы. Таких радикальных переключателей было немного, и все они случились со мной в позднюю пору детства.

Первым стал летом 1978-го, незадолго до моих 13 лет, как ни смешно звучит, учебник «Диалектический и исторический материализм», забытый в номере пансионата под Новороссийском кем-то из предыдущих его насельников. Меня поразила первая фраза, которую я увидела, его открыв, – о том, что философия занимается «наиболее общими законами» (мира, общества, не помню уже чего). То есть основами и существом всего. Я немедленно поняла, что это интереснее всего, что только может быть, – и с тех пор принялась читать всё, что, по моему тогдашнему мнению, имело отношение к философии.

Второй стала в том же году книга Валентина Катаева «Святой колодец. Трава забвенья» («Алмазного венца» там не было). Она перевернула мои представления о литературе: я с жадностью и радостью открыла, что можно писать без сюжета и фрагментами. Именно это люблю до сих пор больше всего – с того самого времени.

Третьим текстом-переключателем стала переписка академика Ухтомского, найденная мною в 1980 году в старом «Новом мире». Она вытолкнула меня из детства: из этого текста я вышла с ясным пониманием тупиковости эгоцентризма и ценности другого человека.

Отдельно стоит назвать три тома Пруста в венгерском переводе, попавшиеся мне в 1983-м. Будучи читан на моем уже девятнадцатом году, Пруст меня не перевернул – не так перевернул, как первые три текста, – но поставил мне оптику: я стала видеть процесс жизни в самоценности его деталей
.


*NB ЭТО не я написала. Называть себя критиком и тем более литературоведом мне бы не хватило наглости.
_________________________________________________________

Вот и ясный ответ на вопрос, "зачем всё это было нужно" (всё это, прожитое, перечитанное, вообще): для того, чтобы однажды упомянуть об этом в газете "НГ-Ex libris".

Из всех названных книг со мной - в активном употреблении - до сих пор Пруст 1983 года. Где-то в необозримых недрах дома живут и учебник по диамату (который я, конечно, тогда оттуда уволокла, но куда в результате всего засунула - теперь не помню), и тщательно законспектированный от руки в 1980-м Ухтомский (сам журнал так и остался на даче - которой больше нет).

1980:
SAM_6051.JPG

1983:
SAM_6050.JPG

А о роли Ухтомского в устроении моей персоны бормотала я нечто, тоже незапамятную вечность назад, вот здесь: http://gertman.livejournal.com/35443.html

Комментарии

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
irinatag
10 мар, 2016 06:18 (UTC)
От прочитанного остаётся впечатление необычайной трогательности, утренней росы на траве и не до конца высохших слёз. Чудесный фрагмент Бытия: бессюжетный, вольный, летящий в бесконечность. Немного царапнул технический термин "переключатель", но и его я через момент приняла (как будто бы Стругацкие кивнули в знак одобрения).
yettergjart
10 мар, 2016 06:28 (UTC)
Техника тоже часть бытия, и почему бы ей царапаться?
irinatag
10 мар, 2016 06:32 (UTC)
Технический термин в лирическом тексте всегда производит впечатление
yettergjart
10 мар, 2016 06:37 (UTC)
"Переключение" - тоже лирика 8-) Ибо душевное событие.
irinatag
10 мар, 2016 06:51 (UTC)
Событие неизреченно: через термин мы предпринимаем попытку его уловить

Edited at 2016-03-10 06:56 (UTC)
yettergjart
10 мар, 2016 12:01 (UTC)
А, кстати, каким бы словом гуманитарным Вы назвали резкую смену (совокупности) внутренних установок?
irinatag
10 мар, 2016 14:07 (UTC)
На мой взгляд, соответствующая лексика давно была разработана в религиозных и богословских системах (Преображение, Воскресение). Ну и в психологии тоже (одиножды и дважды рожденный). Технический термин для описания душевного (духовного) преображения производит сильное впечатление - я его принимаю.
yettergjart
10 мар, 2016 20:10 (UTC)
не, ну "преображение" всё-таки слишком сильно - и имеет устойчивые религиозные коннотации (о которых ни в одном из упомянутых случаев нет речи. Ничего себе преображение, учебник по диамату прочитала :-D ). "Второе рождение" для описываемых событий тоже выражение чересчур сильное. Переключение, по-моему, в самый раз (тем более, что переключение гештальта - выражение вполне устоявшееся).
irinatag
10 мар, 2016 20:22 (UTC)
В том-то и прелесть, что у каждого вырабатывается собственная терминология для констатации и интерпретации таких событий.
yettergjart
10 мар, 2016 21:36 (UTC)
Э, если у каждого собственная, тогда не договориться!
irinatag
10 мар, 2016 21:40 (UTC)
Не знаю. Событие-то одно (или сходное, сопоставимое). Мне кажется, что встреча (или столкновение) терминологий само по себе представляет интерес.
irinatag
10 мар, 2016 21:23 (UTC)
Быть может, разные типы сознания (как исторические, так и индивидуальные) описывают сходные по масштабу и характеру события в различных терминах - для кого-то гроза, а для кого-то Илья-Пророк на небесной колеснице). Скажем, для меня обнаружение в мире философского знания как было связано даже не с учебником диамата, а с... крошками хлеба в кармане: отчётливо помню, что мне вдруг представился чей-то гигантский карман, в котором я сама не более, чем хлебная крошка, а затем - галактический карман с затерявшейся в нём крошкой планетой. Жуть от этого представления удивительным образом перемешивалась с восторгом (мне тогда казалось, что я первая и единственная в мире вообразила себе такое).

Edited at 2016-03-10 21:24 (UTC)
yettergjart
10 мар, 2016 21:35 (UTC)
А у меня был сопоставимый (пред)философский ужас: ужас от увиденного в детстве, ещё дошкольном, летней ночью на даче звёздного неба, от бесконечности, от бесчисленности миров. Но то был чистый отчаянный беспримесный ужас (увы, без восторга), без начал мысли.
irinatag
10 мар, 2016 21:41 (UTC)
Ну вот. А я испытала восторг от переживания движения собственной мысли от предпосылки к выводу.
yettergjart
10 мар, 2016 06:37 (UTC)
...а сюжет-то есть: ступени возрастания.
irinatag
10 мар, 2016 06:52 (UTC)
Это очень вольный, "бессюжетный", открытый сюжет....
yettergjart
10 мар, 2016 12:02 (UTC)
Ну если иметь в виду, что неизвестно. до чего дорастёшь, то да 8-)
irinatag
10 мар, 2016 14:02 (UTC)
Действительно, неизвестно...
timur0
10 мар, 2016 08:32 (UTC)
хорошая запись про письма Ухтомского по ссылке.
yettergjart
10 мар, 2016 12:00 (UTC)
Я старалась 8-) :-P
( 20 комментариев — Оставить комментарий )