Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

"Знание - Сила": Анонс № 11 / 2015

Оригинал взят у yettergjart в Анонс № 11 / 2015
2015_11.jpg

Ноябрьский номер нашего журнала почти весь – даже за пределами Главной темы - посвящён музеям и тому, что с ними связано в культуре.

Как живёт сегодня «Музей – звено в цепи времён»? Какие существуют разновидности музеев? Чем они вообще заняты, кроме «простого» запоминания прошлого – и так ли уж это запоминание просто? Каким должен быть музей, чтобы находиться не на пыльной периферии культурной жизни, а в самой её сердцевине?

Над этими вопросами мы и размышляем в большинстве материалов номера.

Главную тему этого номера, вопреки обыкновениям, мы начинаем развивать уже в Заметках обозревателя.

Предметом рассмотрения в этой традиционной рубрике стала «Музеогеномика – новая научная ниша». Чем занимается эта доселе неслыханная дисциплина? В крупнейших естественнонаучных музеях, пишет Александр Волков, - зоологических, биологических, палеонтологических – собраны бесчисленные сокровища. Здесь хранятся миллиарды объектов, лишь малая часть которых выставлена на обозрение посетителей. Многие экспонаты так и лежат в запасниках. Но кто скажет, что они никому не нужны – тот ошибётся. В последние годы эти предметы, собранные поколениями натуралистов, вызывают всё больший интерес учёных.

Здесь же:

Крупным планом: туберкулёз
Крупным планом: Этци
Крупным планом: гоацин

Новости науки

Неужели «Вселенную ждёт Большой разрыв?» Очень похоже на то, что да… всего через 22 миллиарда лет. По крайней мере, так считает некоторая группа физиков. Каким образом они пришли к этой идее?

«Катаклизмы древней истории связаны с извержениями вулканов», полагает международный коллектив исследователей. Воссоздав подробную хронологию вулканических извержений за последние 2500 лет, учёные выявили конкретные эпизоды их воздействия на ход человеческой истории.

«Чума возникла благодаря случайной мутации», - установил биолог Уиндхем Лэтем со своими коллегами. Вызывающая её бактерия мутировала из относительно безвредного микроорганизма: замена всего одной «буквы» (аминокислоты») в одном гене наделило микроб способностью вызывать мощнейшее воспаление и смерть клеток лёгочной ткани.

В фокусе открытий

Леонид Крайнов
рассказывает о том, как инженеры лаборатории профессора Кастро из университета штата Огайо (США), «Запрягая ДНК в работу», сделали первый шаг к созданию на основе так называемой ДНК-оригами – молекулярной машины, которая, подобно настоящим машинам, способна к многократному повторению определённых механических действий. Неужели мы на пороге ДНК-машиностроения?

И снова Главная тема.

Что говорил человеку музей «Голосами вещей» в разные времена – что, то есть, человек сам себе хотел сообщить этими голосами, что надеялся в них расслышать? Как менялась его идея от эпохи к эпохе европейской истории? Это старается проследить Ольга Балла yettergjart.

Сергей Смирнов расширяет наше представление о том, какие бывают музеи: музеем может стать, показывает он, даже фильм. «Музей, называемый территория» открылся ещё 42 года назад - именно тогда «Роман-газета» напечатала миллионным тиражом небольшую, но ёмкую повесть Олега Куваева о первооткрывателях золота на Чукотке. Совсем недавно по этой повести сняли одноименный фильм, достойный названия музея – прежде всего, музея отечественной геологии первой половины семидесятых, её субкультуре и антропологии. Что необходимое в нём есть – и чего важного не хватает?

Михаил Тимофеев размышляет о том, «Как нам музеефицировать СССР?» Четвертьвековая дискуссия о советском прошлом в современной России, замечает он, не только не приближает общее согласие по этому вопросу, но всё более отчётливо маркирует непримиримые мировоззренческие позиции. Участники дискуссий говорят на разных языках. Как быть?

Во всём мире

Европейские вояжи в бронзовом веке
Рецепты каннибалов древней Мексики
Фараоны-наркоманы
Новая добыча палеонтологов
Древний ядерный реактор
Ускоритель в Лувре

Главная тема

Что такое современный, действительно интересный своим посетителям, музей - «Храм культуры или Диснейленд?» А может быть, ни то, ни другое… тогда что же? Как он превращается из тихого хранилища в центр интеллектуальной активности? О новых формах работы, которые осваивает сейчас московский Музей космонавтики, нашему корреспонденту Игорю Харичеву рассказывает заместитель директора музея Вячеслав Климентов. Между прочим, одна из этих форм – сотрудничество с естественнонаучной ветвью лектория нашего журнала.

Размышления к информации

«…волоча бесконечный геном»
, ползло некогда по лицу нашей планеты одно из самых древних хвостатых земноводных – марморерпетон. Размер его генома недавно смогли оценить французские палеонтологи: в каждой клетке этой мезозойской амфибии они насчитали 30-44 пикограмма ДНК. Это в 8-12 раз больше, чем у человека. Борис Жуков обсуждает смысл этого открытия, а заодно и то, может ли размер генома быть мерой его сложности.

Главная тема

В статье «Дарвиновский музей: новейшие технологии» заместитель директора музея по научно-исследовательской работе Татьяна Кубасова рассказывает о том, как компьютерные средства работают на многообразные музейные цели.

«Два одинаковых, разных во всём остальном». Так бывает? Леонид Ашкинази показывает нам, что очень даже бывает – по крайней мере, если речь идёт о двух музеях. Тема у них может быть общая, а вот всё остальное… Как способны обстоять дела со всем остальным, автор демонстрирует на примере двух московских музеев радио – «Музейного комплекса радиоэлектроники» и Радиомузея РКК «Средства связи двух мировых войн».

Продолжается начатое в предыдущем номере журнала интервью со Львом Краснопевцевым – историком, диссидентом, основателем и хранителем Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, о его историческом опыте. На сей раз – о том, как в пятидесятые годы «Хранитель истории» пережил заключение в лагере, как работал после этого на заводе - и тоже создавал там музей: истории завода имени Орджоникидзе, закрывшийся позже вместе с заводом, и как воспринял случившуюся в стране перестройку.

Кстати, в конце той самой перестройки – весной 1991 года – в Москве, пишет Татьяна Кулешова, как раз и открылся музей, подобных которому до тех пор не было в России – и главным организатором и вдохновителем которого как раз и был Лев Николаевич Краснопевцев: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. «Музей добра», как называет его автор статьи, рассказывая о его – весьма интенсивной, между прочим! – работе и жизни. А заодно и о жизни героев его экспозиции.

Лавка древностей

На раскопках Рязанского кремля
Следы древнейшего шоколада
Руины древнейшего храма
Найдены следы крови Людовика XV
Происхождение одного из свитков Мёртвого моря
Египетские казни реальны

Главная тема

Разговор о формах сохранения прошлого в культуре продолжают «Заметки почти случайного туриста» Ольги Гертман gertman под названием «Пермский край: места памяти». Автор дерзко предполагает, что трём поселениям Пермского края, в которых ей случилось быть минувшей весной – городам Усолью и Чердыни и маленькому посёлку Всеволодо-Вильве – соответствуют разные типы записи пережитой истории в теле пространства.

Лиана Бубнова ведёт читателей вглубь московского парка Сокольники, в котором – совершенно неожиданно для многих – обнаруживается один из самых интересных столичных музеев: единственный в России Музей каллиграфии. «Каллиграфия – для всех!», - уверены его организаторы, которые не ограничиваются демонстрацией в музейных витринах различных образцов искусства письма, но и готовы обучить этому искусству каждого желающего – независимо от возраста.

В статье «Ленд, лиз, музей» Леонид Намер представляет ещё один малоизвестный московский музей. Как мы уже догадываемся по названию текста, это – музей ленд-лиза, находящийся на территории одной из школ.

Собеседница нашего корреспондента Натальи Рожковой – Лариса Васильева: поэт, прозаик, мастер исторических исследований и энтузиаст музейного дела. В интервью под названием «Душа танка и истористика» она рассказывает о единственном в мире военно-историческом музее, целиком посвящённом одному образцу военной техники – танку Т-34. Конструктором Т-34 был отец поэта – Николай Кучеренко, и разговор идёт о его жизни и личности, об истории создания танка и написания книги, посвящённой отцу – и, наконец, о том, как создавался музей.

Оказавшись вместе со своим иностранным коллегой «В доме камней имени Ферсмана» - в московском Минералогическом музее - Сергей Носов рассказывает гостю – а заодно и нам – из чего состоит коллекция музея, как она складывалась и как с её помощью возможно представить себе геологическую историю Земли.

Учителя об учителях

В этой рубрике, напомним, речь обыкновенно идёт об учителях академических, о тех, кто был наставниками молодых учёных в начале их научного пути. Но кандидат филологических наук Александр Архангельский, профессор факультета медиакоммуникаций Департамента журналистики НИУ-ВШЭ, вспоминает не только своих профессоров и старших коллег: Валентина Коровина, Сергея Аверинцева, Наталью Трауберг, но и руководительницу литературного кружка во Дворце пионеров Зинаиду Новлянскую, которая ещё в детстве «развернула» автора «в правильном направлении». Здесь же он размышляет о том, что для преподавателя «Счастье – это когда тебя перерастают» твои собственные ученики.

О роботах и не только о них

Робот-сапёр спас американца от самоубийства
Ноутбуки вредны для мужчин
СМСки портят здоровье подростков
Интернет ухудшает мышление
Гаджеты нас порабощают!
Разработан робот-собеседник для одиноких пенсионеров

Главная тема

В статье «Пушечный анабасис» Юрий Кирпичёв проводит для нас экскурсию по огромному – и одному из лучших в мире – военному музею в Оттаве (Канада), размышляя об истории его экспонатов.

Соседи по полке

«Он верил, что никогда народ не заживёт хорошо, пока будет царить несправедливость. Но он ведь любил свой народ больше всего на свете. И он всё думал и думал о том, как надо было бы устроить жизнь бедных людей…» Это – о добром дедушке Гитлере, которому были посвящены бесчисленные детские книги Третьего Рейха. Эту литературу обозревает Александр Голяндин в статье «В лучах свастики, в тени свастики».

Вернисаж «З-С»

Елена Генерозова
pticca_gen представляет «Уникальный мир» героя одного из знаменитых портретов кисти крупнейшего художника немецкого Возрождения Ганса Гольбейна Младшего – политика, юриста, учёного, мыслителя Томаса Мора.

Главная тема

«Серпухов? Ну что там может быть? Какой ещё музей в этой глуши?!» Так говорят те, кто не видел серпуховского музея. А между тем, свидетельствует Марианна Сорвина‚ этот музей – настоящая «Подмосковная жемчужина», и те, кто отважится его посетить, - будут очень удивлены.

Этот рассказ сопровождается «Актуальным комментарием» - беседой автора с директором Серпуховского музея Людмилой Гафуровой.

Предмет интереса Георгия Любарского - «Невидная наука Зоологического музея». То, что могут увидеть в музее посетители: стенды. Витрины, экспозиции, от кораллов до живых ящериц,, от крокодила до райских птиц, от зубра до бабочек – всё это составляет даже не верхушку айсберга, но много меньше: совершенно незначительную часть коллекций, которые хранятся в музее. Зачем же там хранится столько всего невидимого? Что с этим делают? Лучше, чем сотрудник музея (а автор статьи – именно он), никто этого не знает!

Мозаика

Почему Китайская стена такая прочная?
Печатать мысли уже реально. Почти
Циникам платят меньше

Tags: «Знание-Сила»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments