Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Ars apodemica: из черновиков ненаписанного

Есть два вида путешествий (наверняка больше, но эти два основных, «ядерных» типа есть точно). Это (1) те, что приводят человека в соприкосновение и взаимодействие с его собственными основаниями, уточняют его отношения с ними, - и (2) те, что просто увеличивают запас материала для грядущего самостроительства. Можно очень грубо (наверняка с некоторыми смысловыми потерями), в рабочем порядке обозначить эти два типа, соответственно, как «интенсивный» и «экстенсивный».

Мои поездки в Прагу, например, - более-менее регулярные возвращения к исходным условиям собственной жизни (во многом развивавшейся потом как отталкивание от пражского, как его преодоление), - это, конечно, поездки «интенсивного» типа. Всё новое и новое – на каждом хоть немного да новом этапе жизни – уязвление прежних болевых и просто чувствительных точек (экзистенциальная акупунктура, однако), чтобы проверить: так же ли чувствительны или это уже преодолено? Прикладывание к себе прежней линейки с хорошо известными делениями: что наросло, что убыло? В общем, это всегда работа самопроверки, всегда упрёки себе в недоделанном, недочувствованном, недодуманном, недоговоренном и недопрожитом. В этом всегда чересчур много от отчёта (себе – кому ж ещё, никто, в общем, уже и не спрашивает), от – невыполняемой, невыполнимой – работы над ошибками. Непоправимыми, знамо дело. Слишком много от ритуала – да и злого несколько в своей глубине, потому что в пражском времени, в отличие, скажем, от челюскинских или чертановских лет, переполненных в воспоминаниях огромными счастливыми смыслами, дающими силу и теперь, - в пражском времени было всё-таки больше боли, чем роста. И возвращения туда неминуемо связаны с, так сказать, этической интоксикацией.

А вот «экстенсивное» – это куда-нибудь ещё, в блаженную, при всей её иллюзорности, свободу от своего, от своих биографических матриц (которые, конечно, всё равно начнут на каждом шагу вылезать – но работать с ними будешь уже иначе, более свободно, при большем количестве воздуха. Это всегда счастливо-иллюзорная возможность начать себя хоть немного заново – и иногда даже получается.

Затем и хочется далеко-далеко, за иным, сырым, необкатанным и необмятым материалом - самой себя.
Tags: ars apodemica, Прага, Челюха, Чертаново, биографическое, памяти детства, сказка странствий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments