?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

О беззачемности

В начале жизни - долгом, долгом, - меня занимала (тревожила, будоражила, вовлекала в себя, требовала себе целиком) более всего целесообразность и целенаправленность всего сущего, то стержневое «зачем» в каждом предмете и каждом человеке, которое уверенно мнилось важнее самого предмета и человека, - казалось, убери это всепорождающее, всеоправдывающее «зачем», - и сам предмет исчезнет, за ненадобностью. - Теперь острее всего волнует в предметах (и явлениях) самоцельность, их обращенность прежде всего на самих себя. (Ну как «зачем»? – спешит растолковать самому себе сознание, - затем, чтобы быть самим собой и вписываться таким образом в мировую гармонию и динамические равновесия. «Зачем» предмета / явления, мнится теперь, воплощено в нем самом, разлито по всему его существу. Оно [явление / предмет] САМО, всем собой, - ответ на вопрос «зачем», полный и достаточный, а то, пожалуй что, и словами не пересказуемый, хотя можно, конечно, хорошо и с приличным результатом постараться. (Очень возможно, такие мысли, они же и чувства, - защитная реакция против мучительной, не дающейся разуму «беззачемности» вещей. Разум всё норовит соломки подстелить. = Еще, впрочем, думаю о том, - реконструируя собственные ранние состояния, - что человеку присуща скорее презумпция осмысленности вещей, - некоторая изначальная уверенность в осмысленности, смыслонасыщенности мира, предшествующая знанию или даже предположению о том, в чем этот смысл, которым все насыщено, состоит. И вот откуда это берется, я не знаю. Скорее всего, антропологи и психологи знают.)

Когда со мною, неполных 18-ти лет от роду, случилась внутренняя катастрофа (долго жившая во мне под именем Первокатастрофы да и теперь еще вспоминающаяся под этим именем) от несчастной первой любви (к этому до сих пор страшно вполне, в полной мере прикасаться, хотя прошел уже 31 год), суть ее была такова: то была тотальная утрата чувства (тотальной же) осмысленности мира. Мир в буквальном, слишком, на изумление точном смысле слова рассыпался: исчез изначальный, априорный первоклей не-знаю-какой природы, который с первых проблесков сознания, еще, кажется, до этих проблесков надежно скреплял мир в целое (годами, десятилетиями потом я этот клей наращивала - вслепую, конечно, - не знала ведь, как; только теперь, кажется, - ну вот к прошлому году, к тридцатилетию Первособытия, вполне нарастила. - Все равно жжется - даже теперь.) Я потеряла тогда это невопрошаемое и неотвечаемое, но уверенно данное непосредственному чувству «зачем». И, наверно, - думаю теперь, - вся моя последующая жизнь, вплоть до, может быть, этой самой минуты была (и, наверно, продолжает быть) взаимоотношением с этой - не проблемой даже, а ситуацией: утраты первосмысла.

Что касается той самой архетипической первой любви, - архетипичность которой осозналась сразу, - наверно, в первые же дни после утраты возможности контакта с тем-самым-человеком, - то она была в первую очередь «даже» не событием чувственности, но событием смысла. (Чувственность тут, рискну сказать, была всего лишь инструментом, - средством для проживания и открытия смысла, формой его проживания.)

«Никогда я не был / Счастливее, чем тогда.» Была я тогда - от самого факта существования того-самого-человека - жгуче, люто, беспощадно, избыточно, валяще-с-ног счастлива. Будто там, где хватило бы и лампочки для освещения, - включили прожектор.

А потом вдруг резко выключили.

Я до сих пор отрабатываю, проживаю, закрываю (и снова открываю с не освоенных прежде сторон) тогдашние гештальты.)

А что до самоценности - разве мыслимо вообще большее чудо, чем быть самим собой!?

Записи из этого журнала по тегу «полнота жизни»

  • К сезонным смыслам

    Август же так счастливо-прекрасен, что радостно чувствовать на языке само его светло-серое имя, погружаться языком в него, смаковать: густое,…

  • Испытание ясностью

    Осенью обнажаются корни бытия. Их можно чувствовать (нужно, необходимо, не чувствующий слеп). Пронзительное, метафизическое время: время, когда…

  • Лишь бы не работать

    (в моём случае уже лишь бы не спать). - Рассматривала у Димы Бавильского paslen ВКонтакте Амстердам (вместо того, чтобы спать-то). Сил…

  • И об олигопраксии

    Составила список дел на ближайшие дней 10 (в некоторых отношениях – точно до 10-го, потому что 10-го один из важнейших дэдлайнов). Он составил 28…

  • К собранию невозможностей

    Обнаружив в тоске, что работы до нелепости много, а денег до бессмыслия нет, поняла, что ехать в Саратов (значение поездки в который выходит далеко…

  • Когда правильному библиофагу говорят,

    что, например, на зарплату за май он может не надеяться, куда он идёт и что он там делает?… - Вы уже поняли. (1) Николай Болдырев. Рильке. – М.:…

  • К соматике смысла

    Есть города, самого воздуха которых не хватает для полноты жизни, для полноценной, так сказать, экзистенциальной динамики, самого, только в них…

  • Зелен виноград: к сказке (не)странствий

    Разъезжания по другим городам и странам, несомненно, дают много материала для воображения, но оставляют для него очень мало места (и времени). В…

  • К антропологии времени

    Господи, как хочется медленного огромного дачного, детского времени, - это, наверно, единственное, что я согласилась бы вернуть из детства, если бы…

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
elektrikz
19 июн, 2014 22:48 (UTC)
первоклей
Разве мыслимо большее чудо, чем жить?
yettergjart
19 июн, 2014 22:49 (UTC)
Пока не знаю. Вдруг после смерти узнаем? ;-)
elektrikz
19 июн, 2014 23:08 (UTC)
...но лучший-то подарок - узнать об этом при жизни. Ещё при этой :))
yettergjart
19 июн, 2014 23:27 (UTC)
Не откажусь! 8-)
Георгий Петров
20 июн, 2014 14:49 (UTC)
Что такое ЖИЗНЬ.
Жизнь - способ бытия Истины.
Цель жизни - продлиться в вечность.
Смысл жизни - воплощение Истины.
Воплощающий Истину - БОГ.
Истина - Бог есть Любовь.
Человек - объект Божественной Любви.
Любовь Бога - желание блага (жизни вечной) объекту любви.

Любовь Бога проявлена в Воплощении, Кресте и Воскресении, дана человеку как Откровение Бога о Себе.

Но моё глубокое убеждение состоит в том, что кроме Любви Божией существует и любовь "охранительная", любовь "ведущая" к Богу ...
Это как действие "Матрицы" - Премудрости Божией. Вот в её "компетенции" и есть всевозможные "действия" по нашему "руководству". Это как СУДЬБА.

Но с некоторых пор, после того как Любовь Божия стала ФАКТОМ бытия собственного, когда Бог ОТКРЫЛ Себя как Истину = Бог есть Любовь, когда страх смерти преодолён уверенностью в Божием бытии, христианина "ведёт" уже Церковь Христова, Святые Божии ... и вот тут наступает ЛИЧНАЯ ответственность за чистоту ОТНОШЕНИЙ ... главное из которых - ЛЮБОВЬ к Богу.
asstori
20 июн, 2014 00:52 (UTC)
Кажется, написано не об утрате, скорее о приобретении целого нового мира... ...и спасибо за текст... искренний и прекрасный)
yettergjart
20 июн, 2014 01:55 (UTC)
Вообще, это переживалось как утрата, помнится так и по сей день. А приобретать пришлось потОм - пОтом и опытом, по частям - в компенсацию утраченного.
livejournal
20 июн, 2014 02:38 (UTC)
О беззачемности
Пользователь dehtiar сослался на вашу запись в своей записи «О беззачемности» в контексте: [...] Оригинал взят у в О беззачемности [...]
darling_elena
20 июн, 2014 08:02 (UTC)
>> разве мыслимо вообще большее чудо, чем быть самим собой!?
думаю, есть: осознавать себя.
yettergjart
20 июн, 2014 12:25 (UTC)
Может быть, это входит в бытие самим собой как его часть.
Георгий Петров
20 июн, 2014 11:54 (UTC)
Христианская философия
Обычно люди воспринимают окружающий мир и самих себя, довольствуясь представлениями «здравого смысла», который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. Такие люди всегда находятся во власти расхожих мнений и стереотипов, у них отсутствует самостоятельная жизненная позиция, они не способны обосновать свои идеалы и ценности.

Путь разумного мышления, путь христианской философии ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному «мЫшлению», он не только чаще вскрывает проблемы и противоречия, но и способен дать правильное представление о том, что же такое наше человеческое бытие и в чём состоит его смысл.

Христианская философия не есть некое абстрактное знание, напротив, именно в самой жизни берут своё начало её самые серьезные, самые глубокие мировоззренческие проблемы, именно здесь находится главное поле её интересов. При этом важно иметь в виду, что человек, пытающийся осмыслить действительность, должен критически относиться к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим – вести поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях, средства и направления своего дальнейшего развития.

Культура мышления, которую несет с собой христианство, не может быть навязана помимо собственной воли и желания. На пути, ведущем к разумности, человек должен совершить усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных сил и способностей. В противном случае он останется в плену навязываемых догматов, а философия жизни останется для него непрочитанной книгой.

Говорят, что всякому времени соответствует своя философия. В этих словах есть определённый смысл, но именно в наши дни с особой остротой перед мыслящим человеком встаёт вопрос о первоочередной необходимости поиска смысла собственного бытия и преобразования своего отношения к жизни. Собственная жизненная практика является сферой сугубо личных интересов, откуда человек только и сможет получить стимул для решения своих проблем, где проявляется истинная действительность и мощь человеческого мышления.

На храме Аполлона начертано: «Познай самого себя». Древнегреческий философ Сократ переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей этики «добродетель есть знание», делающей самопознание и прежде всего познание своей нравственной сущности предварительным условием добродетельной и счастливой жизни. Он совершил поворот от рассмотрения (во вне) природы к рассмотрению (в себе самом) человека. «Есть только одно богатство – знание и одно зло – невежество», - говорил он.

Философия - любовь к мудрости. Мудрость - суть знание самого себя и смысла своего собственного бытия, начало же премудрости - страх Божий - тот самый ужас небытия, который преодолевается осознанием самого себя не как тела, но как души, лишь временно облечённой во плоть. Такое вот знание предполагает как возможность, так и способность человека совершать разумный выбор из множества предлагаемых определений человеческой сущности и её жизни. Христианство как жизненная философия и начинается с выбора Истины и Бога, выбора, которому подчиняется всё личное бытие как следование не инстинктам, но Воле Божьей, выбора, который претворяется в жизнь повторением жизни, как Пути, указанного Иисусом Христом - Воплощением Истины. Христианин главную свою задачу видит в том, чтобы построить в самом себе систему мировоззрения (Царство Божие), основанием которой служит Истина, которая отвечала бы взыскательным требованиям Разума, соответствовала бы мировоззрению Бога … "переход от мифа к логосу" – вот краткая формула рождения христианской философии.

yettergjart
20 июн, 2014 12:26 (UTC)
Re: Христианская философия
Спасибо, я подумаю над этим.
martha_roulze
20 июн, 2014 12:49 (UTC)
Любовь - первая или последующие, всегда немножко внутренняя катастрофа. Новые чувства, новые мысли, новый жизненный опыт, которые обретаются в процессе развития, пусть даже, однобокой не взаимной любви - все это бесценно.
yettergjart
20 июн, 2014 21:27 (UTC)
Неожиданная мысль, я подумаю над этим :-P
yettergjart
20 июн, 2014 21:28 (UTC)
...как говорил Варлам Тихонович Шаламов (хотя не совсем об этом), некоторого опыта лучше не иметь.
martha_roulze
25 июн, 2014 15:42 (UTC)
Полностью согласна с этим высказыванием. То же самое хочется сказать в ответ на "в жизни надо все попробовать".
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com