Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

О принадлежности

Вначале этот пост задумывался как «Оправдание флешмобов». Мы тут с perlovka_blog перекинулись репликами по поводу ЖЖ-обыкновения задавать вопросы типа: «выделите столько-то самых значительных / самых любимых поэтов / писателей» и отвечать на эти вопросы (http://perlovka-blog.livejournal.com/143035.html , да, собственно, уже и вот тут: http://yettergjart.livejournal.com/129391.html?thread=1384047#t1384047 ). Причём perlovka_blog была скептична и признавалась, что не видит смысла в эдаких флешмобах: ну, определились с джентльменским набором, а дальше что? И вообще «удивляет постоянство таких вопросов от самых разных людей. Несмотря на личные пристрастия и представления о.... скажем... независимости ума, нам хочется свериться с кем-то».

В ответ на это мне подумалось много чего. Прежде всего, о том, что мне в таких случаях хочется не столько, может быть, сверки с кем-то, сколько некоторого самопрояснения, - подобные вопросы я (как существо, склонное вообще к значительной хаотизации) использую как повод, он же и стимул, к тому, чтобы разложить своё "смысловое хозяйство" по полочкам.

Что же касается независимости ума (во всяком случае – моего собственного), тут у меня нет ни малейших, кажется, иллюзий. Я вполне отдаю себе отчёт в том, что он (вкупе со всеми пристрастиями) в огромной мере сформирован средой, биографией и, как знать, пожалуй, в какой-то мере вообще психофизиологией. Наше «субъективное» в своём роде вполне объективно. «Сверка с кем-то» на самом деле происходит постоянно в той мере, в какой человек чувствует себя принадлежащим (и / или стремящимся принадлежать) к какой-то среде. Подобные классификации, разумеется, тоже всегда оказываются и тестом на принадлежность, и, так сказать, упражнением в принадлежности: проверкой-подтверждением её в себе. (Видимо, подумала я сию минуту, популярность таких вопросов-ответов в интернете – симптом того, что в этом самом «глобализующемся» мире, склонном к нивелировке различий, люди испытывают потребность в подтверждении своей идентичности и в устройстве-обживании своих локальных миров).

Когда я это (http://yettergjart.livejournal.com/129391.html ) писала, уже в процессе написания поймала себя на комментирующей мысли: «Типичные пристрастия русско-еврейской либеральной интеллигенции второй половины ХХ века». И вот надо сказать, что против этой типичности я не только ничего не имею, но, напротив того, хорошо знаю, что именно это – среда, к которой мне хочется и естественнее всего кажется принадлежать, - даже, я бы сказала, комфортнее всего. Это мои люди, и я хочу быть их человеком, разделяя их пристрастия, странности и неизбежные, насколько я могу себе представить, ограниченности (ибо каждый на свой лад ограничен, куда же денешься). Возможность взгляда на это извне тоже представляется мне ценностью, но я никогда не хотела бы занимать целиком внеположную позицию. То есть в этом, среди прочего, есть и момент сознательного выбора.

В связи с этим подумала я и о том, что мне очень интересно – как объект интеллектуального внимания и эмоционального вживания – всё, что относится к сюжетам русско-еврейского культурного взаимодействия и взаимовлияния и его плодов, к той культурной области (и смыслы, и артефакты, и что бы ещё сюда можно было причислить?), которая образуется в результате этого. Я бы сказала так: интересно мне еврейское участие в жизни «окружающих», «средообразующих» культур.

(Мне вспоминается, как об этом сказал однажды человек, наш сосед и друг детства моей матушки Александр Яковлевич Пескин, умерший 11 лет назад и бывший одним из самых значительных для меня собеседников в начале моей жизни [ВОТ о ком стоило бы написать в рубрику «наставники»!]. Как-то мы с ним говорили о чём-то типа исторической судьбы евреев, и он мне, помню, сказал – этому предшествовал рассказ о человеке, который уехал в Израиль, но не прижился и вернулся - «Наше назначение в том, чтобы быть среди других». Почему-то очень запомнилось.)

Поскольку по культурной принадлежности я могу считать и считаю себя только русской (и по сознательному выбору – чувствую себя очень заинтересованной в судьбах русской культуры – это МОЁ «смысловое хозяйство». ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ тут тоже безусловная), то меня занимают, в частности, все разновидности еврейского участия в этой культуре – вплоть до внесённых в неё интонаций, углов зрения, смысловых оттенков. Может быть, и не только в этой, но до полноценной возможности судить о происходящем в других культурах мне уже вряд ли дотянуться в полноценном объёме.

(Наверно, чем-то подобным стоило бы заниматься в качестве историка, только, увы, не с моей несистематичностью, - так что, по всей верояности, не в этой жизни. Но на следующую запланирую обязательно :-))

(Я действительно часто ловлю себя на мысли о том, что теперь, в 41 год, уже поздно начинать что-то серьёзное и глобальное – зарекаться, конечно, не стану, просто говорю о том, что есть такое чувство: во-первых, не будет времени и свежести восприятия, чтобы как следует это освоить, во-вторых, может не остаться достаточно времени и сил, чтобы полноценно делать то, за что УЖЕ взята на себя ответственность перед людьми, собой и, возможно, Верховным Адресатом).
Tags: биографическое, еврейское, интересы, наставники, оправдания, принадлежность, пристрастия, разговоры на расстоянии, смысловое хозяйство, сопровождающие цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments