Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Лекторий «ЗС» - гуманитарная секция: ОТМЕНИЛ ЛИ ВИТГЕНШТЕЙН ФИЛОСОФИЮ?

Лекторий журнала «Знание-Сила» - гуманитарная секция

Лекция Софии Данько (НИУ-ВШЭ)

Отменил ли Витгенштейн философию?

Как избавиться от «априорных очков» и получить доступ к «реальности как она есть»? Как освободиться от пут иррационализма и на более глубоких основаниях подойти к этическим вопросам о нравственном выборе, о свободе, о смысле жизни, о добре и зле?

На эти и на другие вопросы вы можете получить ответ, придя на очередное заседание гуманитарной секции лектория «Знание-Силы»

14 февраля 2014 года, в пятницу

в 19:00


«Если бы могла существовать настоящая книга по этике, она, подобно взрыву, уничтожила бы все другие книги в мире».
Так утверждал Людвиг Витгенштейн в своей «Лекции об этике».

Этот и другие афоризмы Витгенштейна, - полагает София Данько, - уже намек на настоящую этику. Будучи понятыми, они способны взорвать все устойчивые клише современной философии и в корне изменить привычную нам картину мира.

Лекция состоится ПО АДРЕСУ:

Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 9/8, строение 3 А
(Клуб «Русского Журнала»)
Вход БЕСПЛАТНЫЙ.

Адрес события на ФБ: https://www.facebook.com/events/1403785856540797/?source=1

София Данько
Тезисы к лекции

Каждый, кто знаком с философией, знает, что после знаменитого «cogito» Декарта философия сосредоточилась вокруг мыслящего и чувствующего «Я», в котором стали искать основания истинного знания и правильной жизни. Но постепенно дело развернулось таким образом, что человек, со своими истинами, смыслами и ценностями - оказался «заброшен» либо в чуждый ему мир, о котором говорит иррационализм, либо в мир научных фактов, о которых говорит натурализм.

В результате современный человек вынужден довольствоваться не слишком обнадеживающей альтернативой: либо мир в абсолютном его знании не имеет смысла, либо не имеет смысла сам вопрос об абсолютном знании мира.

У таких настроений есть своя история, восходящая, в частности, к эмпиризму ХVIII в., развившемуся в позитивизм и прагматизм. С другой стороны, они имеют косвенное отношение к Гегелю и связанной с ним традиции, где человек сближается с «ничто»», со всеми последствиями такого сближения. Есть и другие источники, но эпохальное значение все же имеет упомянутый эмпиризм и отозвавшийся на него кантовский трансцендентализм. В «Критике практического разума» Кант рекомендовал жить так, как будто есть Бог, что, очевидно, ведет к секуляризации мировоззрения, кроме того, в Критике чистого разума Кант показывает, что ни в простом наблюдении, ни в науке нельзя достичь знания о мире «как он есть сам по себе» - мы не можем снять «априорные очки», отбросить субъективные формы познания.

Кантовская идея непостижимости «внешнего мира» оказала колоссальное влияние на европейскую культуру. Не утратила она актуальности и сейчас. По мотивам этой идеи снят, например, известный фильм «Матрица», хотя это, конечно, сильнейшее упрощение гносеологии Канта. Но этический подтекст в нём все же схвачен. Можно лишь добавить: да, мы не знаем, что есть мир «на самом деле», но никакой добрый Морфиус никогда не принесет нам «красную таблетку», которая раскрыла бы нам глаза на реальность, какой бы та ни оказалась.

Я назвала подтекст фильма этическим (таков вообще философский вопрос о том, что есть мир «на самом деле»), а не гносеологическим или онтологическим, поскольку здесь существенна именно этическая, точнее — ценностная сторона вопроса. Нам важно знать, «что воистину есть», сколь бы наивным и устаревшим не казался сейчас такой вопрос.

Это важно не из практических соображений (или не только из практических). Наш интерес к «абсолютным и фундаментальным» истинам мира - не только научный или утилитарный. Это - интерес именно ценностного, этического свойства.

Однако в своем позитивистском, натуралистическом воплощении современная философия показала: удовлетворить этот интерес можно, лишь перевоплотив его в сугубо научный, разбив его на множество частных вопросов естествознания. Если же иметь в виду различные формы иррационализма, то абсолютная истина вполне достижима, но мало кому она понравится: она сообщает лишь о плачевности нашего положения, о тщете всех наших надежд.
Так философия приходит к самоотрицанию. Признается, что крылья, которые мы от нее ожидали получить — картонные или расцвечены на манер пиратского флага. Что нам суждено либо закрыть вопрос о «мире как он есть», о «самой реальности», сочтя такие вопросы бессмысленными, либо признать правоту иррационализма, существо которого в ХХ веке выливается в «чистую свободу» человека, живущего в «неразумном» мире, лишенном смысла и провидения.

В своем выступлении я попытаюсь показать, как с позиций Людвига Витгенштейна можно иначе подойти к подобным проблемам. В частности, мы увидим, каким путем можно избавиться от «априорных очков» и получить доступ к «реальности как она есть». И это, конечно, не спасительная «красная таблетка», но кое-что более надежное: ведь где гарантия, что за красной таблеткой Морфиуса не последует зеленая таблетка Героиника или что-нибудь подобное?
С тех же позиций я надеюсь показать, как можно избавиться от пут иррационализма, и на более глубоких основаниях подойти к этическим вопросам о нравственном выборе, о свободе, о смысле жизни, о добре и зле.
Tags: «Знание-Сила», интеллектуальные события
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments