Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Об ответственности

Как же это освобождает: понимание того, что в мире ты не имеешь никакого значения. Нет, это совсем не устраняет той самой ответственности, о существе которой – как канонического признака «взрослости» - вышел у меня на днях разговор в ЖЖ. Не устраняет, но даёт понять, что у ответственности есть границы (не очень себе представляю, как возможно практиковать ответственность за целый мир, что с нею делать, помимо, предположим, интенсивного внутреннего переживания), за которые та не простирается, не может простираться. И что эти границы не так уж широки: ты имеешь перед глазами обозримую, внятную область приложения собственных усилий. («Взрослость» - это ясность, да. И чувство предела. Степень иллюзорности этого в данном случае не имеет никакого значения.)

И тут становится кристалльно ясно, что можно предложить в качестве искомого определения неопределимой-аксиоматичной, ускользающей-де от прямого взгляда «ответственности». Она – та самая, что делает «взрослыми» и выращивает нам соответствующие, зрелые внутренние структуры – это область усилий, которые мы готовы прикладывать именно по внутреннему согласию - а не по внешней вынужденности, когда «ответ» приходится держать перед тем, кто вынуждает. При внутренней «ответственности» адресат ответа – некая высшая (более высокая, нежели высший принудитель) инстанция – которой, как на её вызов, мы и отвечаем всеми этими усилиями, пишем ими послание к ней о себе. («Ответственность» = существование миру в ответ, прочтение его как послание себе – и писание себя как ответа.) В случае верующего это, понятно, Бог, в случае неверующего – инстанция куда менее, по моему разумению, внятная, типа внутреннего «я», идеального «я», неперсонифицированной системы ценностей (писать себя как послание системе!? – хоть бы и ценностей…), невесть откуда идущего, но тем не менее почему-то убедительного «голоса совести», Бытия в целом, наконец (это как раз тот адресат, к которому, со своей латентной религиозностью, предпочитаю адресоваться я). В общем, человек сам себе выбирает инстанцию – будет ли это, допустим, суетный и ситуативный социум или, что, по идее, выше, - надсуетный и надситуативный Бог (на место Которого человек с высокой вероятностью благополучно помещает собственное представление о Нём), - делегирует ей часть собственных полномочий в бытии и прикладывает усилия так, чтобы те, предположительно, вписывались в требования этой инстанции, - которые (требования) он ставит выше собственных желаний и / или, что и того сильнее, приравнивает собственные желания к ним. Как-то так.
Tags: возраст, латентная религиозность, работа убывания, старение, этика существования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments