Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Category:

Чоран. Экзистенциальные узлы.

Тот же Б. Дубин об Эмиле Мишеле Чоране (с. 343):

"...главная тема чорановских размышлений, сочинений, разговоров с собой и с другими - борьба против времени, своего времени, времени как такового, борьба против истории (Истории!)". ((Вот удивительно: отчего меня всегда так привлекают подобные вещи? - то есть, преодоление чего-то органически присущего, естественно складывающегося, изначально данного. Скажут "преодоление автобиографии", "борьба против времени", "борьба против Истории" - и на это сразу же отвечаешь таким внутренним трепетом, таким - поспешным - согласием, которые явно глубже сознательных установок и умственных привычек.))

"...внутренняя драма Чорана представляет собой как бы индивидуальный fin de siecle, топографически сдвинутый на край европейской ойкумены, а хронологически отсроченный примерно на полтора столетия. Чоран - человек предела, пришелец последнего часа. В этом смысле он - вечный гость, неуместный везде и опоздавший навсегда... В одном из интервью Чоран скажет: "По сути, люди из Восточной Европы, какой бы ни была их идеологическая ориентация, всегда против Истории. Почему? Да потому, что все они её жертвы".

Тексты Дубина, честно говоря, уже по их внутренней организации и высокой интенсивности мне и вообще так нравятся, что впору переписывать кусками (дельная мысль, встречавшаяся мне неоднократно - и активно эксплуатировавшаяся ((мой Бог, как длинны слова русского языка...)) в пору моих литературных амбиций: если-де хочешь научиться писать, надо от руки переписывать чужие качественные тексты, - и помогало, помогало...). Что же касается этих цитат, то тут оказались задеты некоторые слишком важные экзистенциальные узлы, чтобы мимо этого можно было пройти спокойно. - Да, конечно, я и Чорана некогда читала с превеликим согласием и со-чувствием, и сама себя, разумеется, в контексте романтической самодемонизации интерпретировала как "человека предела", "пришельца последнего часа", "вечного гостя, неуместного всегда и везде"... Но сию минуту мне что-то подумалось о том, что разговор об и(И)стории с такой расстановкой акцентов - превеликий (и неотрефлектированный! то есть принятый за безусловную и естественную данность) "западоцентризм" / европоцентризм: принятие происходящего в Западной Европе (+, может быть, в Америке как её порождении и продолжении) - за нечто (единственно?) "правильное", за норму всех норм и точку всех отсчётов. Это они, западноевропейцы и их разновидность - американцы, придумали Историю (да ещё и с Большой Буквы), соответствующим образом проинтерпретировали её и претендуют её определять, - а тем, кто волею судеб оказался на любым образом понятой периферии этой Истории (хоть на географической!), чуть ли не навязывают статус неудачников со всеми его эмоциональными и смысловыми следствиями. А мы и принимаем. Что-то сомнителен мне этот новоевропейский невроз "прогресса", "новизны", "динамичности" вкупе с чувством вины "не успевших и опоздавших" за несоответствие идеалам всего этого. Что-то сомнительно мне деление белого света на Центр и Периферию. (С.С. Аверинцев однажды выразился так: "Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия - нигде".) Миф "провинциальности" - не прямое ли следствие "невроза центра", - сложного смыслового образования, которое, ей-богу. ещё ждёт своих исследователей?!...
Tags: библиофагия, биографическое, выписки, история, продумать!, сопровождающие цитаты, текущие чтения, экзистенциальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments