Balla Olga (yettergjart) wrote,
Balla Olga
yettergjart

Categories:

Хочется идею поддержать. Поддержу!

(вдруг кому пригодится)
Оригинал взят у _corso_ в Образы Италии
Друзья мои!
Я обращаюсь к вам с очень важным для меня предложением и очень надеюсь, что среди вас есть те, кто на него откликнутся, или хотя бы передадут эту информацию тем, кто в ней может быть заинтересован.
Постоянные читатели моего журнала должны помнить, что я уже несколько раз порывался перевести свою любовь к Италии на некие «практические рельсы» и заняться, в частности, написанием про неё разных текстов, которые можно было бы условно назвать «путеводителями» или, точнее, книгами для чтения – не важно, в путешествии ли будет осуществляться это чтение, до, после, а может быть, даже и вместо него.
Когда эта идея только возникла, речь действительно шла о книгах (тем более, что сам я в прошлом и даже отчасти в настоящем – учинённый книгоиздатель), но, пообщавшись с соответствующими издательствами и ознакомившись с тем, что сегодня публикуется в интересующем меня жанре, я понял, что жанр этот – по крайней мере, в нашем отечестве – умирает или, точнее, жизнерадостно деградирует под тем же лозунгом, под которым у нас приходит в упадок всякое культурное просвещение - народу это не нужно!. Что в переводе с отечественно-предпринимательского на общедоступный означает, что предприниматель (а книгоиздание у нас это бизнес, если кто не в курсе) будет очень неохотно вкладывать деньги в книгу, которая не принесет ему сверхприбыли, то есть не будет пользоваться массовым ажиотажным спросом, а тем более не будет вкладывать в нее «лишние деньги» – на гонорары продвинутым авторам, на хорошие фотографии, поездки и т.п., если вся необходимая информация (как он полагает) может быть добыта методом копипаста из Википедии или с туристических сайтов, а в случае, если она вдруг окажется иноязычной – прогнана через гугл-переводчик. При этом второй принцип – принцип тотальной экономии – оказывается намного важнее первого, поскольку даже самый недогадливый книгоиздатель рано или поздно понимает, что путеводитель – это не новый детектив Донцовой и ажиотажным спросом не будет пользоваться НИКОГДА.
В том, что предприниматель in question думает всегда именно так, я имел возможность несколько раз убедиться – причем правило это неукоснительно действует, независимо от того, насколько образованными, культурными и вообще «своими» кажутся на первый взгляд его представители, с которыми приходится вести переговоры. Результат подобного подхода совершенно очевиден – содержательная часть путеводителей все более сжимается (поскольку сказать копипастерам нечего) и они превращаются в набор справочных сведений, необходимость в которых при наличии интернета и возможности выхода в него уже почти из любой точки мира представляется все более и более сомнительной.
Что никоим образом не отменяет необходимости в умном собеседнике, спутнике, который мог бы прокомментировать эти сведения, помочь соединить их с конкретным памятником или конкретной местностью и пережить все это не просто как целое, а как целое живое и открытое, связанное с другими «целыми» феноменами в единую живую систему.
Мои соображения на этот счет где-то с полгода тому назад (когда я ещё думал, что хочу издавать книги) были изложены в пространном документе, с которым я ходил по добрым людям, пытаясь получить от них хоть какую-то помощь или хотя бы умный совет. Разумеется, ничего нового и оригинального в них нет, но если кому-то хочется подробностей – можно залезть под кат, куда я запихал наиболее содержательный фрагмент этого документа.

Появление новых методов собирания, накопления и передачи информации, развитие мультимедийных технологий создают весьма благоприятные условия для знакомства с историей и современной жизнью Италии, погружения в её культурное наследие. С другой стороны, чрезмерное увлечение этими методами и технологиями, а также особенности восприятия современного человека могут приводить к тому, что значительная часть накопленной информации остается невостребованной. На информационных сайтах и в многочисленных путеводителях зачастую предлагают одни и те же краткие информационные «справки» с достаточно произвольно выбранными и не всегда точными сведениями, которые продолжают тиражироваться не только в массовой туристической индустрии, но и в изданиях, претендующих на серьёзность. На самостоятельный поиск нужной информации у людей, не являющихся специалистами в области культуры и искусства, как правило, не хватает времени и соответствующих навыков.
С другой стороны, даже самые почтенные и пространные справочники объединяет с краткими текстами путеводителей и информационных сайтов сухая, безличная и нарочито беспристрастная манера подачи необходимой информации (дежурные восторги путеводителей, а фактически «рекламные» клише, никак не компенсируют эту сухость). Легкодоступная безличная информация неизбежно обесценивается и легко растворяется в хаотичном информационном поле, окружающем современного человека.
В этой ситуации особое значение приобретает фигура посредника-знатока, просвещенного «попутчика» и «собеседника», который мог бы не только выбрать наиболее важные и выразительные факты из огромного свода знаний, накопленных гуманитарными науками, но и должным образом эти факты осмыслить и пережить, чтобы вызвать у читателя ответное сопереживание. Именно благодаря такому сопереживанию процесс знакомства с культурой другой страны может стать захватывающе-увлекательным, а те впечатления, которые будут получены во время путешествия – если оно состоится – по-настоящему полноценными.
Идея подобного «посредничества» не является чем-то исключительным. Культурная память многих европейских народов сохранила имена тех, кто в Новое и Новейшее время выступил в такой роли, не только знакомя широкую публику с художественными сокровищами Италии, но и создавая целостный и живой образ той уникальной жизненной среды, в которой эти сокровища были созданы и продолжают существовать, зримо являя неразрывную связь прошлого с настоящим. В русской традиции непревзойдённым на этом поприще остается Павел Павлович Муратов – выдающийся писатель и искусствовед, автор легендарного трёхтомника «Образы Италии». Незаурядное литературное дарование и энциклопедические знания позволили ему непринуждённо соединить приемы художественной эссеистики с профессиональными искусствоведческими методами, ученую объективность с острым индивидуальным видением и переживанием, и создать в итоге познавательную, живую и универсальную по жанру книгу, оставляющую далеко позади любые, даже самые обстоятельные, путевые заметки. Путешествие, которое предлагает совершить автор, - это не столько перемещение в пространстве, сколько погружение в культурную, природную и социальную среду, которое может предварять реальную поездку, сопровождать в ней или помочь в осмыслении полученных впечатлений, и, наконец, заменить её для тех, кто в силу различных причин не сможет сам её совершить.
Разумеется, повторить уникальную художественную и научную индивидуальность Павла Муратова – задача невыполнимая и бессмысленная, но возрождение муратовского жанра и метода спустя столетие после выхода в свет его книги представляется очень важной и актуальной задачей, заслуживающей как творческих усилий, так и материальных вложений. Новое обращение к итальянской культуре, сочетающее знаточество с тонким осмыслением и переживанием исторических фактов и художественных явлений, может быть, на наш взгляд, значительно более масштабным, более систематизированным и в большей степени привязанным к «географии» конкретных маршрутов. Здесь можно говорить не об одной-двух книгах, а о целой серии изданий, посвященных истории и культуре различных регионов Италии. Эти издания должны быть не столько «образцовыми» путеводителями (хотя их можно использовать и в этом качестве), сколько полноценными иллюстрированными книгами, интересными и для тех читателей, которые в ближайшее время не планируют никаких путешествий.


Хождения и разговоры с умными людьми оказались не совсем бесполезными, поскольку умный совет я в итоге получил – не пытаться искать деньги ни на какие книжные серии об Италии, исполненные в муратовском духе и стиле, поскольку этот проект абсолютно не осуществим – причем не только по причине отсутствия людей, готовых его финансировать, но, в действительности, ещё и по причине отсутствия потенциальных писателей – или точнее их чрезмерной потенциальной занятости. Всё-таки написать книгу или даже часть книги, в которой настоящее знаточество сочеталось бы с настоящей литературностью – серьёзный труд даже для очень талантливого автора, требующий его полного выключения из обычной (в том числе и профессиональной) жизни, как минимум, на полгода, а то и на год.
Т.е., низы «не могут», верхи «не хотят», и новые «Образы Италии» пишутся где угодно – в основном, в головах путешественников, в дружеских застольях, отчасти – в социальных сетях, но только не на бумаге (относительно книги Ипполитова «Особенно Ломбардия», я имею своё вполне определённое мнение, которым готов при случае поделиться, но соответствующей заявленному жанру я её безусловно не считаю).
Собственно, именно это «отчасти в социальных сетях» и вдохновило меня (и тех добрых людей, которые давали мне советы) на радикальный выход из положения – никаких книг не писать, а делать всем вместе гигантский сайт, который будет своеобразным «складом» всех неомуратовских впечатлений и неомуратовских рассказов, которыми умные, знающие и трепетные люди будут готовы поделиться с широкой общественностью. По крайней мере, именно так это может выглядеть на первых порах – берутся двадцать провинций и пять городов (Рим, Флоренция, Венеция, Милан и Неаполь) и выстраиваются наподобие рисунка для будущей мозаики, а потом множество людей – кубик за кубиком – начинают эту картину заполнять своими текстами, рассказами и впечатлениями. Сначала – увы! – бесплатно, но это отчасти извиняется тем, что речь не будет идти ни о каких «полномасштабных» текстах. Достаточно будет одного маленького городка, одной улицы, одной церкви или музея, или даже одной картины или скульптуры. Той, которая поразила вас настолько, что вы все про нее разузнали, так что ваши знания и впечатления уже сложились в связный и цельный рассказ, который просто не было повода записать. Или который даже уже записан и просто ждет новую порцию читателей.
Если собранные на первых порах фрагменты мозаики окажутся интересными, то знакомство с ними можно будет частично перевести на коммерческие рельсы – как это делается, например, в журнале «Сноб», где существует, насколько я знаю, платная подписка на обновления, позволяющая получать их сразу же после появления в сети. Делаться это будет не для получения сверхприбылей, а исключительно для того, чтобы иметь возможность делать конкретные заказы авторам из уже сложившегося круга – и даже оплачивать им поездки для написания новых фрагментов.
Чтобы запустить этот сайт в будущем году, как мы планируем (здесь добрые люди с моей второй работы пошли мне навстречу и готовы выполнить программерско-дизайнерскую часть работы бесплатно), нужны тексты. И именно поэтому я сейчас и оказался снова в Палермо – для того чтобы несколько таких текстов написать – или здесь, или дома, сразу по свежим впечатлениям.

Суть же моего предложения вам - в связи со всем вышеизложенным - такова – не хотите ли вы тоже включиться в работу и изготовить (или прислать, если они уже изготовлены) несколько своих кубиков для будущей мозаики?
Понятно, что предложение моё обращено прежде всего к профессионалам – историкам и искусствоведам, которых в моей френдленте немало (одни бывшие студенты чего стоят!). Однако я уверен в том, что даже не имея специального образования, можно, при наличии определенного энтузиазма, достигнуть очень высокой степени знаточества, обладая при этом несомненными литературными талантами. Так что попробовать стоит – тем более, что на первых порах у всего этого проекта будет один редактор и «архитектор» - ваш покорный слуга, и я достаточно быстро смогу сказать вам, годится ли ваш текст для задуманной мною картины.

Итак, еще раз – по содержанию это может быть практически любой сюжет, касающийся истории и искусства Италии - от доисторических времён до наших дней – события и портреты, храмы и дворцы, музеи, иконы, картины, скульптура, музыка, литература и кино. Единственное требование – этот сюжет должен иметь «географическую привязку» к конкретной местности, чтобы потом занять свое место в общей мозаике.
Текст должен быть обязательно «знаточеским», то есть предполагать, что автор знает всё или практически всё об обсуждаемом предмете и обо всех смежных вопросах, которые он затрагивает (что совершенно не означает, что всю имеющуюся информацию ему нужно непременно излагать). При этом он должен быть стильным и, по возможности, литературным, но при этом не вычурным (то есть на первом месте должен быть всё-таки обсуждаемый предмет, а не автор со своими житейскими и стилистическими тараканами – это, если кто не понял, увесистый булыжник в огород господина Ипполитова).
Объем его может быть практически любым – от 10-12 страниц до плюс бесконечности, - но начинать лучше всё-таки с небольших фрагментов, которые нужно будет (если вы решитесь!) прислать мне на почтовый ящик crazypilgrim@yandex.ru с пометкой «образы Италии» и с краткими сведениями об авторе. Дальнейшая судьба его может быть следующей:
1) я вежливо сообщаю вам, что это не совсем то, что я имел в виду, и мы расстаемся друзьями:-)
2) я прошу вас доработать или переработать какие-то фрагменты и послать мне текст заново
3) я беру текст, что называется «в редактуру» и показываю вам через некоторое время результат на утверждение
4) я с восторгом сообщаю вам, что вы – гений, оставивший Муратова далеко позади, и что ваш текст нуждается только в небольшой корректорской правке

Попробуем, а?
Не скрою, я страшно заинтересован в этом проекте – и не только потому, что люблю Италию и хочу всем миром воссоздать её «правильный» образ. В этом проекте мне видится, к тому же некая протестная акция в духе книги «451 по Фаренгейту» или ещё более любимого мною «Эшера II» - когда нормальные люди, собравшись вместе, показывают, как оно должно быть на самом деле - тем, кто сплошным коммерческо-сетевым валом оболванивает и без того не слишком крепкие головы наших сограждан.

Ну, и надо ли говорить, что в идеале тексты должны сопровождать фотографиями – пусть не абсолютно профессиональными, но, по крайней мере, красивыми, эффектными и соответствующими духу вашего повествования.

ОЧЕНЬ ЖДУ ВАШИХ ОТКЛИКОВ!!!
А пост этот я через некоторое время сделаю вторым висячим, чтобы на него всегда можно было сослаться

Tags: перепост, сказка странствий, экзистенциальная география
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments