?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Из выписок

Ольга Седакова. Путешествие с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016. – (Orbis pictus). - С. 43-45:

"Поэзия <...> это даль, и поэзия психологии - это её даль: человек в его психической дали. Прозаизм имеет дело с предметом, в котором нет дали: он весь тут, и как его ни переноси в какую-нибудь удаленность, он разве что станет меньше, бесцветнее, мельче, но волнующий, магнитный раствор дали его не пропитает. Моралисты, гуманисты и — увы! — очень часто религиозные проповедники говорят о не-далеком человеке. О делах, свойствах, мыслях и чувствах этого человека, которые можно одобрять или порицать. Далекого человека никто почти не вспоминает, и еще бы: такого не получится поучать, «информировать», призывать к чему-нибудь. Чтобы с ним заговорить, нужно уйти в ту же даль. Нужно самому стать далеким человеком. А кто это позволит? Жизнь не позволяет, и всем не до того. Жизнь позволяет это детям и старикам: тем, кто уже вышел из игры или в нее еще не вошел. Может, потому буддизм (как мне рассказывали) серьезным возрастом человека считает детство и старость. Молодая и взрослая жизнь, стержень нашей цивилизации, — это время, когда далекого
человека сажают на цепь и запирают в чулане, как Кощея, а сами идут «творить», «трудиться», «грешить», «спасаться», «вырабатывать характер», «получать идентичность» и делать другие утомительные и скучные дела
. <...>У детей и стариков нет характера. И у персонажей Рембрандта его нет. Их «идентичность» («нищий», «суконщик», «проповедник», «негр») почти ничего не значит. У каждого из них одно и то же внимание. И одно и то же терпение.

Как же душно, Владимир Вениаминович, в мире близкого, приставленного вплотную, без окон — без дверей, в мире близи и ближних! Впрочем, я думаю, что дело не в близости самой по себе — а в том, что это не настоящая, а узурпированная близость. Она только выдает себя за близость, она захватила чужое место. По-настоящему нам близка только эта — в рост бессмертному желанию — даль.
"

Метки:

Записи из этого журнала по тегу «выписки»

  • Из выписок

    Михаил Айзенберг: "<...> время — основной материал искусства. Краски, ноты, слова — это не столько материал, сколько средства, а реальный…

  • Из выписок

    « Португальский язык, - пишет автор большой вводной статьи об этом языке в "Европейском словаре философий", он же "Лексикон непереводимостей", -…

  • Из выписок

    Николай Байтов: " Мне кажется, что принципами на самом деле надо называть только те положения, которые трудноисполнимы, требуют от человека…

  • Из выписок

    Вычитала в интервью Воденникова: " Я слишком любил Елену Шварц, чтобы посметь с ней общаться. Она приглашала меня к себе домой, она мне позвонила.…

  • Из выписок

    Михаил Немцев о книге Михаила Ямпольского "Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия)" (СПб.: Сеанс, 2015), из текста, номинирующего эту…

  • Из выписок: Сергей Шестаков о поэзии

    http://gertman-vypiski.livejournal.com/65984.html "Поэзия - это ведь попытка языка преодолеть свои границы, превозмочь собственную конечность,…

  • К самопрояснению

    Вычитала на ФБ. Прямо про меня. " Я знаю, что я один из самых ничтожных. Но я знаю еще, чем ничтожней существо, тем оно больше радо жизни, потому…

  • Из выписок: к соматике смысла

    Пишет Женя Вежлян vejlyan: " <...>чтение (чужих) стихов вслух <...> - это важнейший ритуал, ритуал приобщения,…

  • К выпискам: Денис Ларионов об исследовательской оптике Михаила Ямпольского

    Денис Ларионов. Алфавит «Алефбета» // http://www.theartnewspaper.ru/posts/2145/ "Можно сказать, что в своих книгах Ямпольский предлагает…