?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Начало: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ

И вот – после многоречивого алфавита, на выдохе - буквы молчания, разных его вариантов и модусов:

Ъ ъ, Ь ь

Буквы с пузырьками молчания внутри, стражи и накопители молчания. Буквы границы.

«Ъ» - буква-площадка, упорная буква-опора: подпирает пустоту, не даёт ей упасть на землю, разделяет её с землёй. «Ь», более чуткий и органичный, оставил эти старания: запускает в пустоту стебелёк-антенну, впитывает её.

Осторожные буквы, почти отказавшиеся от самих себя: растратившие звук, утратившие имена (скрываются за громоздкими псевдонимами: «твёрдый знак», «мягкий знак»), они остались чистой возможностью звуков, живой памятью об этой возможности. Это буквы пустоты, буквы воздержания от речи. Лишь в их настоящих именах ворочается, угасая, древнее рычание: «ер», «ерь».

Ы ы – вклинивается между двумя молчаниями особенный звук с его особенной буквой. Звук молчания, мычания, голос немоты, звук мучительного прорыва в послесловесные и послесмысловые пространства, щели между двумя безгласиями. «Ерь», комочек тишины, опирается здесь на посох – и только эта внешняя опора даёт ему возможность голоса.

Далее – буквы итога.

Э э

«Э»? – оборачивается буква к окликающему её алфавиту, растерянная, распахнутая – и формой, и наполняющим её широким звуком - прошлому. Буква-парус, наполненная, раздуваемая всем состоявшимся в алфавите бытием. Эта буква последнего охвата мягкой заботливой скобкой отгораживает азбуку от забуквенной тьмы, протягивает полочку (осознаёт ли сама, насколько маленькую?): разложить на ней набранный в буквенном пространстве опыт, рассмотреть его.

Ю ю

«Ю» свёртывает в трубочку свет алфавита, делает его металлически-тёмным. Примиряет техническое-прямолинейное и органическое-округлое, уравнивает их и уравновешивает. Буква-ключ запирает буквенное хозяйство, отворачивается от него, решительно поворачивает к нему жёсткую спину: всё, хватит. В какую тьму она вглядывается своим разбухшим, воспалённым оком?

Я я

Но совсем расстаться с самим собой у алфавита всё-таки не получается – и дело кончается ещё одной ретроспективной буквой.

Ясная (и самоуверенная в своей ясности) буква подведения итога спокойно и уверенно – отставив ногу-опору – оглядывается на пройденный путь, освещает его собой-фонарём, - но кроме пройденного, она ничего не видит, зрячесть и чувствительность её односторонни. Забуквенной тьмы «Я» - от неё отвернувшаяся - замечать решительно не намерена. Это - буква столь же рациональной рефлексии, сколь и намеренной слепоты.

Поэтому дальше движения нет.

Комментарии

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
irinatag
15 янв, 2017 07:14 (UTC)
В моём восприятии все буквы, стоящие после Ъ и Ь, уже несколько потусторонние, между ними и остальным алфавитом зияет бездна, охраняемая двумя молчаливыми знаками, как тихими Церберами. И как бы ни щерилась степная Ы, ни изумлялась европейская Э, как бы ни скулила непонятая Ю, и ни гневалась бы прекрасная Я, уже ничего не поможет. Странный алфавит. Правильно, когда алфавит замыкают X и Y, им самое место в буквенном Аиде или в математической вечности, а вот за какие грехи на том алфавитном свете, в одном автозаке оказались настолько социально и культурно чуждые бомж Ы, аристократ Э, гнилой интеллигент Ю и разночинец Я?!
yettergjart
15 янв, 2017 14:48 (UTC)
Бог Алфавита рассудит, за что они там оказались!!
tan_y
15 янв, 2017 08:39 (UTC)
С большим интересом прочитала вашу метафорическую кириллицу.

(А в шведском языке после x, y, z идут еще три буквы с умляутами - å (читается как русское о), ä, ö.)
yettergjart
15 янв, 2017 14:49 (UTC)
Ну, увы, полное незнакомство со шведским лишает меня возможности иметь хоть какие-то интуиции об этих буквах!
timur0
15 янв, 2017 11:50 (UTC)
Ура! Ура! Теперь можно сверстать в книгу, переплести и не торопясь прочитать.
logos
15 янв, 2017 18:06 (UTC)
сверстать в книгу
Вот именно. Давно пора. А картинки в книге сделать этакие... изысканные - чёрно-белые.
timur0
16 янв, 2017 11:50 (UTC)
Re: сверстать в книгу
С картинками-то как раз большая проблема. С одной стороны, они обязательно должны быть - как без изображения описываемой буквы. С другой стороны, отнюдь не всякое изображение годится. Не дай бог это какой-ньть фигурный смешной алфавит - у меня где-то валялась картинка с кошачьим латинским алфавитом, где каждая буква изображена в виде кошки. Сами буквы ороши, но не для такого текста. Нет, тут должен быть просто шрифт.
Какой шрифт? Одно дело антиква какая, типа Times или, что для кириллицы как раз, Academia; другое дело какой-ньть гротеск типа Arial или Helvetica. Тут скорее автор может сказать, как она видит кириллицу внутренним взором.
Можно, конечно, для каждой буквы собрать начертиния разными шрифтами, но по мне это скорее отказ от решения, да и не художник я составлять шрифтовые композиции.
Вот так в непонятках и мучаюсь.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )