Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

О метафизичности этики

  • 17 Дек, 2006 at 12:09 AM
nebo
Всякая этика метафизична – независимо от того, насколько осознаёт свои метафизические коннотации. То есть (а) имеет в качестве своих более-менее неявных предпосылок представления об определённом устройстве мироздания и (b) в числе своих более-менее неявных намерений – стремления (a) как-то в это мироздание вписаться, в соответствии с его так или иначе представляемыми «законами»; (b) как-то на это устройство влиять.

То есть, значение всякой этики в конечном счёте (и) надинструментально.

Поэтому, в частности, легко допустима (и точно существует, просто не всегда артикулируется) этика – как совокупность ценностно окрашенных принципов – в отношении к вещам, пространствам – то есть к любым компонентам мироздания, помимо людей. Не говоря уж о том, что существует этика отношения к самому себе – как исходному пункту (исходной области) всякого собственного действия.

Вот: этика – это совокупность (практически ориентированных) принципов вписывания себя в мир.

http://lj.rossia.org/users/argjath/3585.html

Comments

[info]sim_taper wrote:
17 Дек, 2006 07:02 (UTC)
это такое определение метафизичности?
а насколько оно корректно?
я серьезно.. как вы сами оцениваете смелость предложенной формулировки?
"... этика метафизична – ... То есть имеет представления об устройстве мироздания и ... стремления как-то в это мироздание вписаться; ... на это устройство влиять"
[info]yettergjart wrote:
17 Дек, 2006 13:16 (UTC)
Это было скорее формулировка вполне мимолётной интуиции, нежели утверждение (тем более определение!), претендующее на выдержанную и надёжную корректность - но я об этом подумаю, обещаю. = Об определении (= представлении о предмете) - которое тут послужило предпосылкой - подумаю. = Что касается "смелости", вряд ли она велика, скорее всего, на такие темы уже много чего сказано, не может быть, чтобы не было сказано.

А Вы как думаете?
[info]sim_taper wrote:
17 Дек, 2006 14:50 (UTC)
Метафизика - как наука - понимает не то, что лежит выше рационального целеполагания, но точно то, что выше каузальности материального. В этом смысле вы правы.
Только я бы уже лишил статуса метафизического - все, что можно систематизировать. В области этики такого уже много накопилось..)
[info]vakurov wrote:
2 Апр, 2009 23:04 (UTC)
"То есть, значение всякой этики в конечном счёте (и) надинструментально"

А по моему, очень даже инструментально, и только инструментально.
[info]yettergjart wrote:
2 Апр, 2009 23:08 (UTC)
Да ведь я могу и ошибаться, с меня станется :-)
[info]vakurov wrote:
2 Апр, 2009 23:13 (UTC)
Ну вот, а я поговорить хотел! :)))

Спасибо, интересный у Вас журнал!
[info]yettergjart wrote:
2 Апр, 2009 23:33 (UTC)
И Вам спасибо на добром слове :-)

Отчего ж и не поговорить! :-) Когда-то мне так показалось, и я это записала. Дело было давно, живых следов этой мысли уже и не осталось. Сложно сейчас аргументировать. Разумеется, возможно, что оно всё не так, как мне тогда почувствовалось. Но то была (как, собственно, и все эти записи!)определённая зарубка, типа - вот здесь я проходила :-)
[info]yettergjart wrote:
2 Апр, 2009 23:35 (UTC)
Пытаясь вспомнить - почувствовалось мне тогда что-то вроде того, что этика не вся располагается на поверхности (как инструмент типа молотка или пилы), но корни её уходят глубоко, к ядру бытия, приводя нас с ним в соответствие. Ну как аргументировать такие вещи? Чистой воды интуиции, сны наяву :-)
[info]vakurov wrote:
2 Апр, 2009 23:39 (UTC)
Абсолютно согласен с Вами. Корни - к ядру. Хорошая фраза - "приводя нас с ним в соответствие".

Качественный афоризм у Вас получается. :)
[info]yettergjart wrote:
2 Апр, 2009 23:43 (UTC)
Как-то он так спонтанно сложился, особенно благодаря тому, что голова в поздний час уже и не варит совсем! :-)